Особенности мышления, его типы и функции

Аналогичные программы

Примеры различных типов мышления

Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:

  • Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
  • Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.

Пример индукции

  • Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
  • Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.

Творческое мышление

Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач

Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем

Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.

Вопрос – ответ

Вопрос

– Существует множество ситуаций, когда человек, ощущающий, что скоро умрет, не поддается печальным мыслям, старается смотреть на жизнь с оптимизмом и искренне верит в свое выздоровление. К сожалению, спустя месяц он уже уходит из жизни. Как после такого можно заявлять, что позитивное мышление способствует исцелению?

Ответ

– Причины болезней бывают разными. Иногда их стоит искать в далеком прошлом. Люди способны менять собственное восприятие мира в те моменты, когда больны, но исправить поведение в прошлом, осознать поступки и получить важные уроки у них получается не всегда. Может быть, то, что привело к болезни, было настолько сильным, что никакое позитивное мышление с этим не справится. Но в то же время без такого мышления больной мог умереть и раньше, Высшие Силы не дали бы ему лишний день или месяц.

Вопрос

– Способна ли болезнь вообще стать уроком? Неужели у больного человека хватает энергии для того, чтобы разобраться с причинами заболевания и их преодолением?

Ответ

– Естественно, болеющие люди ощущают себя невероятно истощенными, по этой причине всеми возможными путями стоит поддерживать свое тело. Оно должно иметь требуемую энергию, чтобы была возможность переживать страдания. В таком случае человек смог бы получить как силу, так и отдых, что позволит ему разобраться с причинами заболеваний на душевном уровне.

У него будет время на то, чтобы осмыслить свое прошлое, чему-то научиться и исправить ошибки. По-другому природа не сможет учить людей, ведь они не слышат ее голоса. Болезнь – это лишь намек от Высших Сил. Человек должен понять следующие вещи: он живет неправильно, выбирает ошибочные цели, неверно обращается со своим телом. Из этого следует, что заболевание может как уничтожить человека, так и быть для него величайшим благом, возвращая его к самому себе, к собственной душе, и уча его гармонии.

Уровни мышления

Определение уровня мышления впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли — это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения — это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Что такое мышление

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период

При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос

Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение. Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление — это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы «вспомнить» те знания, которые были «забыты». Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку — логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая «мыслительная машина».Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Интеллект

Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны

Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

Признаки мышления

Компоненты мышления

Рассмотрим основные мыслительные процессы — операции, которые в совокупности составляют само понятие мышления.

Сравнение

Одна из ключевых операций при познании человеком себя и окружающего мира, а также при решении конкретных задач. Суть данного мыслительного процесса заключается в установлении сходства и различий между предметами, понятиями, представлениями. Сравнение каких-либо объектов и действий обязательно должно основываться на одних и тех же признаках, например, при измерении объема сосудов нельзя сначала обращаться к литрам, а потом к плотности заполняемого сосуд вещества. Признак для сравнения должен быть значимым и одинаковым. Кроме того, для более точного сравнения анализ лучше производить с нескольких сторон.

Анализ и синтез

Эти два процесса взаимосвязаны. Анализ подразумевает разложение информации на части для более ясного и полного изучения, а синтез наоборот — объединение множества частей в единое целое. Синтез — обратный анализу процесс.

Абстракция и конкретизация

Абстракция и конкретизация — это операции по переходу от частного к общему и от общего к частному соответственно. То есть, имея исходную информацию в виде каких-то конкретных данных или, наоборот, в виде отвлеченных понятий, человек для решения поставленной задачи эту информацию преобразовывает.

В ходе абстрагирования изначальная информация может исказится, так как не будут учитываться существенные признаки и детали. Кроме того, при рассмотрении конкретных понятий не всегда возможно перейти к чему-то отвлеченному, что делает абстракцию не универсальной операцией.

Дедукция и индукция

Похожие на абстракцию и конкретизацию понятия, так как дедукция и индукция тоже процессы выделения частного из общего и перехода от частного к общему соответственно. Различие в том, что дедукция и индукция это не просто аналитические процессы, а способы получения умозаключений конкретным путем.

Классификация

Выделение из какого-то общего понятия отдельных позиций по видовому признаку. Классификация, как и процесс сравнения, должна производиться по одному конкретному основанию.

Обобщение

Логическая операция, которая представляет собой исключение видового признака у нескольких объектов и получение нового, не менее значимого общего понятия. Результат обобщенного мыслительного процесса — гипероним.

Процессы мышления так или иначе связаны с выявлением признаков объектов и понятий, на основе которых происходит либо объединение, либо разделение.

Когда закладывается логическое мышление

Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7-8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.

Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.

Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.

Виды мышления

Виды мышления по содержанию.

  1. Наглядно-действенное мышление. Ведущий вид мышления в раннем возрасте, так как он обусловлен основной деятельностью в этом возрасте — предметно-манипулятивной. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей возраста 1-3 года, когда они еще не могут представить действия с предметом, поэтому им нужно ощущать его тактильно.

  2. Наглядно-образное мышление. Данный вид мышления возникает в дошкольном возрасте (3-7 лет) и переходит на следующую ступень лишь в подростковом. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами. Именно поэтому принцип наглядности так важен в обучении детей. В более сложной форме используется людьми творческих профессий: художниками, поэтами, архитекторами и др.

  3. Абстрактное мышление. Данный вид мышления появляется примерно с 11 лет. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.

Виды мышления по характеру решаемых задач.

  1. Практическое мышление, в противовес теоретическому, имеет дело с реальной практикой. Соответственно, задачей практического мышления является преобразование реальности.
  2. Теоретическое мышление состоит в познании закономерностей явлений. Оно может отражать нечто существенное в различных областях. В то же время оно в малой степени связано с реальной практикой, однако в некоторых случаях это является плюсом, так как именно с помощью теоретического мышления возможно создать что-то качественно новое. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную «интеллектуальную экономию» путем «сводки фактов к законам, а законов до теориям».

Подробнее общие виды мышления можно изучить на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды мышления

Выделяются также и другие виды мышления. К ним относятся:

  1. интуитивное мышление (свернуто во времени, представлено в сознании);
  2. аналитическое (развернуто во времени);
  3. реалистическое (направлено на внешний окружающий мир);
  4. аутистическое (направлено на внутренний мир);
  5. продуктивное (творческое мышление);
  6. репродуктивное.

Как загрузить ролик из сообщений в ОК

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Характеристики типов мышления

По содержанию

Рассматривая специфику взаимодействия чувственного и нечувственного восприятия, можно выделить такие способы выражения мышления, в основе которого может быть восприятие, наглядные представления или язык.

Наглядно-действенное мышление

В основе — восприятие. Содействует человеку в изменении структуры поля восприятия. Последний осуществляет такие изменения с помощью своих собственных ощущений (перцептивных действий) или собственной внешне направленной деятельности (к примеру, нажатие на неизвестную кнопку с целью получения информации).

Наглядно-образное мышление

В основе — наглядные представления. В процессе мышления происходит синтез или разделение разных представлений как поиск решения проблем и отыскание ответов на вопросы.

Словесно-логическое (абстрактное)

В основе — язык. Выражается в форме внешней или внутренней речи. Оно наиболее абстрактное и может оперировать понятиями, вовсе оторванными от восприятия и реальности в целом. Этот способ долго рассматривался как выражение самого существа мышления — мышления «про себя».

Пример

Словесно-логическое мышление имееет колоссальное значение для философских размышлений о смысле жизни, человеческом счастье, смерти и т.п.

По характерным особенностям задач

Теоретическое

Ориентируется на построение умозрительных конструкций и потенциальное решение задач.

Такое мышление направлено на:

  • анализ;
  • изучение;
  • описание.

Такой тип характерен для:

  • философских идей;
  • математических теорем;
  • общенаучных концепций и теорий.

Мышление имеет дело с абстрактными понятиями.

Определение

Эмпирическое мышление представляет собой путь перехода мысли человека от частного к общему, от конкретных предметов к общему абстрактному значению слова, обозначающему класс некоторых сходных предметов. Оперируя понятиями, оно не вникает в их содержание и природу.

Суждение

Суждение – отражение предметных связей, их свойств, признаков и отношений с окружающим миром. Суждение всегда однозначно выражает согласие или несогласие.

Примеры положительных суждений: «Студент готов к экзамену», «Материальная база предприятия устарела». Примеры отрицательных суждений «У него совсем не развита фантазия», «По этой улице не ездят».

Выделяют истинное и ложное суждение. Истинное суждение основано на неоспоримых фактах и не требует доказательств. Ложное суждение базируется исключительно на предположениях и гипотезах.

Существует понятие «формальное суждение». Оно подчеркивает взаимосвязь объектов либо понятий, но не конкретизирует их характер (ложное или истинное). Например, можно сказать: «нежное прикосновение».

Понятие «эмпирическое суждение» относится к явлениям как к итогу наблюдения с возможностью проверки подлинности. Например, можно выразиться так: «чувствуешь, какое нежно прикосновение?».

Помимо названных, существуют дополнительные подвиды суждения: единичные, частные, общие. Единичные касаются какого-то одного понятия, например, «Казань – столица Татарстана». Частные затрагивают некоторые аспекты: «Некоторые девочки умеют вязать». Общие суждения относятся ко всем явлениям и объектам, которые объединены единым понятием: «Во всех озерах вода стоячая». 

Суждение всегда работает на раскрытие понятий. Чтобы высказывать определенное суждение, человек должен получить представление о содержании того или иного понятия, то есть владеть достоверной информацией в обсуждаемой области. Например, когда человек говорит «характер зависит от темперамента», он должен обладать знаниями о типах темперамента и особенностях характера.

Принципы суждения могут стать основой как процесса, так и результата получения и фиксации обобщения информации. Сформированное мнение может строиться на критике, утверждении, отрицании, согласии, предположении. Принципы суждения всегда индивидуальны, формируются исключительно через получение личного опыта и комплексное рассмотрение ситуаций, предметов и явлений.

Соколов Валентин

Как установить приложение на телефон

Для мобильных устройств есть официальная программа от разработчиков социальной сети. Скачать ее можно через магазин. Если у вас смартфон на Android, то это Play Маркет, если iPhone, то App Store. Найдите магазин в своем устройстве. У меня смартфон на Android, поэтому я покажу на примере Play Маркета.

Теперь введите в поиск название соцсети и тапните по найденному приложению.

Чтобы загрузить и начать пользоваться программой, коснитесь большой зеленой кнопки “Установить” и подождите, пока завершится процесс.

Теперь нажмите на кнопку “Открыть” и введите логин и пароль. Это нужно сделать один раз, при последующих использованиях вход будет осуществляться автоматически. Все, можно наслаждаться общением.

Формы

Человека могут окружать разные предметы и явления. Процесс познания имеет две особенности: опосредственность и обобщенность. Первый термин означает, что индивид опирается на ощущения, восприятие и представления. Второй – способность объединять признаки и определять, для какого предмета они характерны. Процессы мышления выражаются в разных формах.

Понятие

При изучении нового предмета человек формирует представления о нем. Выражается это в словесной форме. Понятия могут быть конкретными (квартира, дом, корова и т.п.), так и абстрактными: добро, зло, совесть и другие.

С помощью этой формы мышления человек может разделять предметы по признакам.

Суждение

Мыслительные процессы направлены на формирование положительной или отрицательной оценки о предмете или явлении. Суждение может быть общим, частным или единичным. К первой группе относятся выводы касательно некой группы, например, «все птицы летают». Ко второй – оценка выносится только части группы: птицы семейства Воробьиные могут летать. Третья группа объясняют оценку одного объекта: колибри быстрее всех летает.

Умозаключение

Мышление в психологии не представляется в виде постоянной структуры. Оно развивается, и чем выше его уровень, тем легче человеку рассуждать. Под умозаключением понимают способность делать выводы на основе существующих суждений.

Простой пример – собаки обладают охранными навыками. Среднеазиатская овчарка – это порода собак. На основе этих суждений можно сделать умозаключение: среднеазиатские овчарки – отличные охранники.

Не все выводы могут быть правильными, и не всегда рассуждения человека правдивы

Процесс таких рассуждений всегда выглядит в виде кратких цепочек. Чем выше уровень мышления человека, тем быстрее у него проходят познавательные процессы.

Характеристика основных видов мышления

В настоящее время в психологии выделяют следующие виды мышления:

  1. Предметно-действенное мышление – это вид мышления, которое опирается на непосредственное восприятие предмета.

    Данный вид мышления направлен на решение определенных задач, которые могут возникнуть в ходе таких видов деятельности как производственная, конструктивная, организаторская и иная практическая. Одной из особенностей этого вида мышления является то, что оно, прежде всего, конструктивное (техническое), то есть успешность во многом зависит от того, умеет ли индивид самостоятельно решать различные технические задания. Именно в данном виде мышления в большей степени проявляется единство воли и мысли.

  2. Наглядно-образное (конкретно-образное, художественное) мышление – это вид мышления, который характеризуется тем, что оно опирается на определенные образы и представления.

    Данный вид мышления характеризуется тем, что различные обобщения и отвлеченные мысли индивид способен воплотить в определенные образы. Особенностью этого мышления является то, что человек, им обладающий, в полной мере имеет способности к визуализации и воображению.

  3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление – это вид мышления, который осуществляется посредством выполнения ряда логических операций с понятиями.

    Особенностью данного вида мышления является то, что оно направлено на выявление и нахождение общей закономерности в окружающей природе или человеческом социуме.

    Абстрактное мышление еще принято называть теоретическим, так как оно отражает общие закономерности, отношения и связи. В основном при этом виде мышления индивид оперирует широким спектром понятий и категорий, в то время как образы имеют вспомогательную функцию.

Замечание 2

Все три вида мышления находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Как показывают психологические исследования, у большинства людей все три вида развиты в равной мере. Однако, при решении конкретной задачи на первый план «выходит» именно тот вид мышления, который «способен» максимально быстро и точно решить данную задачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector