Теория маслоу (стр. 1 из 4)

Содержание:

Неверный выбор режима

Эволюция теории

Мотивация Маслоу усовершенствовалась еще в пятидесятых годах. У него получилось две основные группы:

  • развитие;
  • пристрастия.

В итоге психотерапевт пришел к выводу, что у людей, желающих самореализации, выделяются следующие личностные качества:

  • демократичность;
  • естественность, спонтанность;
  • адекватное восприятие реальности;
  • сфокусированность на целях;
  • своеобразная мистичность;
  • культурность.

Именно в этот период ученый отказался от первоначальной модели иерархии потребностей. Это не учитывают люди, которые лишь поверхностно изучают модель жизненных интересов. Абрахам Харольд признал, что самореализации могут достигнуть абсолютно все, если этого захотят.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйте свои надобности. Чем их больше, тем лучше.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать

Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей. 

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы. 

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа: 

  1. «Дефицитарные» (низшие). Это потребности обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые. 
  2. «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым. 

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел. 

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации. 

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж

Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных. 

Как выглядит пирамида потребностей – 7 уровней?

Пройдемся по этажам пирамиды Маслоу, чтобы поближе рассмотреть потребности, «живущие» на каждом из них.

  • Первый этаж – физиологические потребности. Это все, без чего невозможно представить существование человека: сон, утоление голода, жажды, секс. Аналогичные нужды присущи всем животным. Пока они не удовлетворены, считал Маслоу, о более высоких материях человек не помышляет. Другими словами, человек, изнывая от жары и мучительно желающий пить, навряд ли будет мучиться жаждой познания, по крайней мере пока не напьется воды. Когда кто-то мучительно хочет спать, его бесполезно звать в музей. Когда физиологические потребности удовлетворены, хотя бы частично, у индивидуума появляются более высокие.
  • Второй этаж – потребности в безопасности, стабильности, комфорте. Мотивы в этом случае более разнообразны, чем на первом уровне. Это может быть желание иметь крышу над головой, стабильную работу, предметы обихода, которые не отнимут, законы, которые защитят и другие предметы.
  • Третий этаж – социальные потребности: в любви, принадлежности к какой-либо группе, в общении. С каждым этажом вариативность мотиваций расширяется. Какой мотив окажется важнее для конкретного индивидуума, предположить сложно. Ясно лишь одно – пока его социальные потребности не удовлетворены хотя бы частично, о «восхождении» на пятый уровень не может идти и речи.
  • На четвертом этаже можно повесить табличку «Признание». Здесь находятся потребности в завоевании авторитета, уважения, в признании ценности личности. Получив признание или почувствовав себя признанным, хотя бы даже среди членов своей семьи, можно подняться в «верхнюю башню». В нее, по мнению Маслоу, попадают лишь двое из ста.
  • Пятый этаж пирамиды – потребность в самореализации. Здесь есть три ступеньки: низшая – потребности в познании, исследовании, средняя – эстетические потребности, последняя ступень – реализация своих талантов.

Присмотревшись, мы увидим, что на верхнюю ступень поднимается совсем мало людей, особенно во времена войн, экономических кризисов и других потрясений.

Как связаны потребность и мотивация?

Мотивировать человека, то есть заставлять его действовать определенным образом, могут только те потребности, которые для него актуальны на данный момент. Если хотя бы частично относящиеся к низшему уровню не удовлетворены, более высокие еще не актуальны. Когда низшие потребности удовлетворены, они уже не актуальны. Удовлетворенные потребности не мотивируют.

Иными словами, если у хозяйки болит голова о том, что поесть и чем накормить семью, она навряд ли пойдет в книжный магазин, чтобы потратить последние деньги на томик Пушкина. А человека, имеющего стабильную работу и хорошую зарплату, позволяющего покупать любые продукты в супермаркете, трудно уговорить все выходные консервировать овощи на зиму вместо того, чтобы пойти на концерт любимого артиста, приехавшего с гастролями.

Теория к. Альдерфера

К. Альдерфер исходил
в своей теории из того, что потребности
человека могут быть объединены в
отдельные группы. Однако, в отличие от
теории иерархии потребностей А. Маслоу,
он считает, что таких групп потребностей
существует три:

• потребности
существования;

• потребности
связи;

• потребности
роста.

Потребности
существования как бы включают в себя
две группы потребностей пирамиды А.
Маслоу: физиологические потребности и
потребности безопасности за исключением
групповой безопасности. Группа
потребностей связи наглядно корреспондирует
с группой потребностей принадлежности
и причастности. Потребность связи по
Альдерферу отражает социальную природу
человека, стремление человека быть
членом семьи, иметь коллег, друзей,
врагов, начальников и подчиненных.
Поэтому в данной группе можно отнести
также часть потребностей признания и
самоутверждения из пирамиды А. Маслоу,
которые связаны со стремлением человека
занимать определенное положение в
окружающем мире, а также ту часть
потребностей безопасности пирамиды А.
Маслоу, которые связаны с групповой
безопасностью. Потребности роста
аналогичны потребностям самовыражения
пирамиды А. Маслоу и включают в себя
также те потребности группы признания
и самоутверждения, которые связаны со
стремлением к развитию уверенности,
стремлением к самосовершенствованию
и т.п. Эти три группы потребностей, также
как и в теории А. Маслоу, расположены
иерархически. Однако между теориями А.
Маслоу и К. Альдерфера есть одно
принципиальное различие — по А. Маслоу
движение происходит от потребности к
потребности только снизу вверх, а К.
Альдерфер считает, что движение идет в
обе стороны: наверх, если Удовлетворена
потребность нижнего уровня, и вниз, если
не удовлетворяется потребность более
высокого уровня

При этом, по мнению К.
Альдерфера, в случае неудовлетворенности
потребности верхнего уровня, усиливается
степень действия потребности более
низкого уровня, и переключает внимание
человека на этот уровень. Например, если
человек никак не смог удовлетворить
потребности роста, у него «включаются»
потребности связи, и это вызывает процесс
регрессии с верхнего уровня потребности
на нижний

В соответствии с теорией
К.Альдерфера иерархия потребностей
отражает восхождение от более конкретных
потребностей к менее конкретным. Он
считает, что каждый раз, когда потребность
не удовлетворяется, происходит
переключение на более конкретную
потребность, что определяет наличие
обратного хода сверху вниз.

Процесс движения
вверх по уровню потребностей К.Альдерфер
называет процессом удовлетворения
потребностей, а процесс движения вниз
— процессом поражения в стремлении
удовлетворить потребность.

Наличие двух
направлений движения в удовлетворении
потребностей открывает дополнительные
возможности в мотивировании людей в
организации. Например, если в организации
нет достаточных возможностей в
удовлетворении потребности в росте, то
разочаровавшись, человек может с
повышенным интересом переключиться на
потребность связи. И в данном случае
организация сможет предоставлять ему
возможности в удовлетворении данной
потребности, увеличивая тем самым свой
потенциал мотивирования данного
человека.

Теория Маслоу – кратко

Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.

Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.

Навигация по записям

Теория Д.Мак-Клелланда

Теория Д.Мак-Клелланда известная как теория потребностей, она исходит из того, что с развитием экономических отношений и совершенствованием методов менеджмента возрастает роль потребностей высших уровней: потребности успеха, власти и соучастия. Эти потребности автор не располагает иерархически, но указывает, что они заметно влияют одна на другую.

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Мак-Клелланд понимал потребность успеха как стабильную способность стремиться к достижениям и успехам. Он установил, что люди, стремящиеся к достижениям:

  • идут на хорошо взвешенный риск;
  • предпочитают задания средней сложности, но такие, которые отличаются новизной и требуют личной инициативы и творческого подхода;
  • больше концентрируются на работе, нежели на сотрудниках, не любят перерывов в работе;
  • предпочитают рабочие ситуации, когда можно самостоятельно работать и принимать решения;
  • требуют непосредственной обратной связи, частых оценок результатов труда (как со стороны, так и собственных);
  • ощущают большое удовлетворение от процесса труда (внутренняя мотивация);
  • деньги для них в большей степени служат индикатором оценки достижений.

Если организация не обеспечит человеку возможностей для проявления инициативы и соответствующего вознаграждения, она никогда не добьется успеха.

По Мак-Клелланду, мотивация успеха – это условие успешной деятельности менеджера. Многочисленные исследования показали, что для менеджеров характерна более высокая мотивация к достижениям и успехам, нежели для других профессиональных групп с соответствующим образованием. Установлено также, что менеджеры, которые достигли больших успехов, соответственно имеют более высокую мотивацию к достижениям, нежели те, кто таких успехов не достиг.

Потребность власти проявляется, как желание влиять на других людей. Менеджмент привлекает людей тем, что позволяет проявить и реализовать власть. Люди с высокой потребностью во власти получают удовлетворение в ситуациях, когда они несут ответственность за действия и поведение других людей. Они предпочитают занимать должности, позволяющие подчеркнуть свой статус, вести конкурентную борьбу, увеличивать собственное влияние и престиж путем постоянного повышения эффективности своей работы.

Потребность в соучастии проявляется в желании быть в кругу друзей, налаживании товарищеских отношений, помощи другим (работа способствует удовлетворению этих потребностей). Эти люди предпочитают в работе кооперацию, а не конкуренцию, стремятся к установлению отношений с высоким уровнем взаимопонимания.

Наблюдения и опросы большого числа работников позволили получить данные о том, как сами работники оценивают различные условия и характеристики своей работы. Исследовались две группы факторов: факторы повышения, стимулирующие интенсивность труда, и факторы, которые делают работу более привлекательной.

Факторы, стимулирующие интенсивность труда, ранжируются работниками таким образом:

  • хорошие возможности для служебного роста;
  • хорошая заработная плата;
  • связь заработной платы с результатами труда;
  • одобрение и признание руководством хорошо выполненной работы;
  • содержание работы, стимулирующее развитие личных способностей;
  • сложная, напряженная и трудная работа;
  • работа, которая позволяет думать самостоятельно;
  • высокая степень ответственности за порученную работу;
  • работа, требующая творческого подхода.

Среди факторов, которые делают работу более привлекательной, названы, прежде всего, такие:

  • работа без излишнего напряжения и стрессов;
  • удобное расположение места работы;
  • чистота, отсутствие шума на рабочем месте;
  • доброжелательные отношения с сослуживцами;
  • хорошие отношения с непосредственным начальником;
  • хорошая информированность о положении дел в организации;
  • гибкий режим и темп работы;
  • значительные дополнительные льготы.

Таким образом, в основе рассмотренных содержательных теорий мотиваций лежит анализ потребностей людей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к действиям.

Индивидуальный подход

Если содержательные аспекты одного уровня реализованы, возникает желание получить что-то новое – более высокого уровня. Появляется новая цель, которая мотивирует человека на совершение определенных действий.

Пока основные (те, что внизу пирамиды) потребности не удовлетворены, человеку не до «возвышенных» вещей – так считает автор теории. Он бросает свои силы на решение вопросов обеспечения себя и своей семьи едой, жильем, сексом и так далее. По мнению Маслоу, изложенному в первых версиях теории, без удовлетворения первичных потребностей двигаться выше невозможно. Процесс поступательной реализации нужд человека, говорит автор теории, может нарушаться. Это происходит не так редко. Иногда начинается удовлетворение высших желаний, когда низшие еще не реализованы.

Однако позже Маслоу не раз отмечал, что потребности могут возникать параллельно: в безопасности и любви, в еде и самоуважении и так далее. В современном мире далеко не у всех людей все базовые потребности удовлетворяются полностью. Тем не менее это не мешает им чувствовать желание любить, быть полезным обществу. Просто у них еще остаются желания с первых ступенек лестницы.

CLR декодер для MS SQL Server

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Нужды потребителя, позаимствованные из теории мотивации, активно задействованы в рекламной сфере. Некоторые маркетологи уверяют, что в российских условиях знаменитое учение не работает, но это не мешает творцам рекламы создавать у целевой аудитории новые и новые ценности, основанные на “пирамидальных” желаниях.

Как можно использовать учение Маслоу в управлении предприятием для совершенствования системы мотивации подчиненных? Зная, какие лежат в основе индивидуальных устремлений сотрудника потребности, руководитель ищет рычаги воздействия на персонал.

В идеале для каждой ступеньки должны быть продуманы свои бонусы: в основании пирамиды лежит оклад, защищенность обеспечивается гарантиями трудового кодекса, корпоративные объединения (спортивные команды в крупных организациях или премиальные “выходы в свет”) сплачивают коллектив, учет личного мнения, моральные и материальные поощрения свидетельствуют о признании, а индивидуальные поручения соответствуют когнитивным и творческим задаткам.

У кого-нибудь есть такая работа? Желаю найти!

А у кого есть желание зарабатывать удаленно, чтобы покорять пирамиды самостоятельно, оставайтесь с нами!

Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография

Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из-за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам сказанным впоследствии, такая личная история должна была непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями.Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.

Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учиться на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучения Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.

Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны, в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие, а Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в таких условиях формируются научные взгляды ученого.

С 1951 года Маслоу руководит кафедрой психологии в Университете Брандейс и читает лекции. К этому периоду относится наиболее плодотворный этап его деятельности, именно в это время и происходит зарождение нового направления гуманистической психологии при существенном его вкладе.

В 1969 году Маслоу неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а в 1970 внезапно умирает от инфаркта.

Выбираем устройство загрузки

Топ стриминговых платформ

Twitch

Twitch — лидер в сегменте потокового вещания в целом и игровых стримов в частности. Платформа постоянно работает над расширением функционала для стримеров и возможностей монетизации каналов. Игровое комьюнити растет с каждым годом, поэтому шансы набрать подписчиков есть у всех, кто хоть как-то выделяется на общем фоне. Достаточно соблюдать простые правила по привлечению аудитории:

Помните, что в стримах важно не только хорошо играть, но и сопровождать свои действия интересными комментариями и выражать эмоции. Можно давать зрителям советы по прохождению уровней или покупке вещей

Если стример в основном молчит, изредка выдавая пару слов, зрителям не будет интересно наблюдать за эфиром.
Найдите свою уникальную манеру общения или что-то такое, что отличает вас от остальных.
Берите пример с популярных стримеров — они постоянно призывают зрителей подписаться на канал и делиться с друзьями ссылками на трансляции.
Мощный инструмент, который при правильном подходе дает хороший приток аудитории — организация конкурсов с призами. Можно разыгрывать небольшие суммы денег или игровые предметы.
Крайне важно соблюдать периодичность выхода в эфир. Например, 3-5 раз в неделю по определенным дням. Зрители привыкнут к вашему графику и будут ждать очередного стрима.

YouTube Live

Прямые трансляции на YouTube — очень эффективный бесплатный инструмент для раскрутки молодых каналов. Поскольку алгоритмы видеохостинга способствуют продвижению трансляций, потенциальные подписчики будут видеть их на главной и в рекомендованных.

Регулярная работа в этом направлении дает значительный приток аудитории и дополнительные возможности для заработка на ютубе.
На YouTube стримеры показывают свою повседневную жизнь (lifestyle блоги, или собственное реалити-шоу), различные мероприятия, проводят мастер-классы и обучающие вебинары. Разобравшись с настройкой стримов, можно создавать целые каналы прямых трансляций и зарабатывать на этом

Например, транслировать эфиры ТВ-каналов во время футбольных матчей и других событий, которые привлекают внимание широкой общественности

Facebook Live Video

Facebook часто используют для бизнес трансляций (вебинаров). Алгоритмы соцсети также способствуют привлечению новых зрителей на стримы. В мобильном приложении подписчикам группы или публичной страницы приходят уведомление о начале прямой трансляции и они могут сразу начать просмотр.

Не у всех зрителей хороший интернет, поэтому разработчики Facebook Live позаботились о передаче в несколько потоков в разном качестве. Кроме того, платформу официально поддерживает DonationAlerts. Для приема донатов нужно привязать свой аккаунт Facebook в личном кабинете.

VK Live

Чтобы стримить с компьютера, зайдите на свою страницу, в группу или паблик, где вы являетесь администратором. В меню «Видеозаписи» нажмите кнопку «Трансляция». Можно оформить будущий стрим, загрузив свою обложку (800х450 пикселей). В «Настройках видеокодера» будут сгенерированы настройки для стриминговой программы (Url и Key).

Все подписчики группы получают уведомления о начале стрима. Чтобы начать стримить на телефоне, в официальной группе VK Live скачайте приложение для Android или iOS.

Теория возникновения и краткое описание пирамиды

Известный американский психолог Маслоу одним из первых обратил внимание на то, что поведение человека можно изучать с позиции нормы, то есть позитивно. До этого (приблизительно до 1920 года) все изучения в области психотерапии сводились к изучению личности с отклонениями, вне нормы

Один только Фрейд и Юнг чего стоят! Некоторые их идеи до сих пор либо высмеиваются, либо подтверждаются, либо опровергаются. Но это, можно сказать, столпы психотерапии!

Но мы вернемся к Маслоу. В 1954 году в работе “Мотивация и личность” он выдвинул предположение, что все человеческие потребности человека врожденные и имеют свою систему. Эта система состоит из пяти уровней, которые выстроены в пирамиду.

Основная идея такого разделения состоит в том, что в основе пирамиды лежат физиологические потребности человека. Так вот, пока предыдущий “слой” пирамиды не будет решен, преодолен, удовлетворен, ни о каком следующем не может быть речи. Если, например, вы хотите есть, то вам некогда думать о “высших материях” психологии человека.

Маслоу построил свою пирамиду по принципу убывания важности предыдущего уровня. Он придерживался мнения, что счастливое общество начинается с сытости

Под сытостью подразумевается не только еда, но также постоянное и достаточное обеспечение водой, кислородом, сном и сексом.

Именно эта позиция является основой критики его теории. Ведь сложно найти человека, для которого всего будет достаточно.

Рубрики

Гарантированные премии

Ситуация, когда сотрудники считают премии по результатам работы частью своего оклада, наиболее характерна для промышленных предприятий, унаследовавших систему стимулирования с советских времен. Опросы, проведенные среди сотрудников нефтедобывающих предприятий, показали, что на вопрос о том, сколько они получают, большинство назвали размер заработной платы с учетом переменной части, а не оклад. Это означает, что существующая система стимулирования не ориентирует работников на достижение каких-либо результатов.

Причина ошибки:

Премии они воспринимают не как бонус за хорошую работу, а как неотъемлемую часть своего ежемесячного дохода.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

1

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

2

Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

3

Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

4

Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

5

Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Измерение и исследование самоактуализации

Маслоу не слишком старался разработать инструменты измерения, предпочитая в основном вести более целостные наблюдения за людьми в соответствии с его концепцией рецептивного, или даоского, научного метода. Однако он сотрудничал со своей женой в разработке Арт-Теста Маслоу «для проверки холистического восприятия и интуиции путем тестирования способности определять стиль художника» (Maslow, 1966). Эта способность, которую, вероятно, можно описать как интуитивный когнитивный стиль, не обязательно улучшается подготовкой в сфере искусств, а иногда может даже ослаблена ею. Маслоу ценил измерявшуюся в тесте рецептивную способность и полагал, что она, в сочетании с умением мыслить абстрактными, номотетическими понятиями традиционной науки, могла бы позволить психологам разработать новый подход, который он рисовал в своем воображении.

Маслоу (Maslow, 1968b) сознавал, что его идеи пребывали на ранних стадиях научной валидизации. Он признавал, что его труды «полны утверждений, которые основаны на пилотных исследованиях, отрывочных свидетельствах, личном наблюдении, теоретической дедукции и голой интуиции… Это гипотезы, то есть то, что подлежит проверке, а не истины в последней инстанции». Другие ученые подкрепили эти идеи следующим логическим шагом. Ключевое понятие в теории Маслоу — самоактуализация. Если Маслоу исследовал этот конструкт в наблюдениях, а не через формальные измерения, то другие попытались оценить самоактуализацию при помощи опросника.

Потребности в социализации

Когда первые две ступени в достаточной мере удовлетворены, то мотивация, по Маслоу, переносит свой фокус внимания выше, к третьей ступени пирамиды, на которой располагается широкий спектр потребностей в социализации и общении. В первую очередь, это, конечно же, потребность в дружбе, романтических отношениях и родственных связях. Человеку требуется некая социальная общность, где он может почувствовать себя своим. Также он испытывает сильнейшую потребность в любви, которая бы превосходила по содержанию только лишь сексуальную связь. Эти потребности формируют родственные узы, семьи, устойчивые социальные группы.

Как сделать скриншот на Windows

Собственно, вот основные группы решений:

  • стандартные средства Windows;
  • онлайн-сервисы, которые позволяют сделать скрин экрана на компьютере;
  • специальные программы.

Самосовершенствование как верхняя ступень

Самосовершенствование находится на вершине модели потребностей. Иными словами, это своеобразный позыв быть тем, кем вы можете. Чтобы достичь такую степень развития, нужно реализовать свои нужды и способности. Абрахам Маслоу говорил, что такого уровня добьются считанные единицы. Это не удается, так как никто не верит в собственный потенциал. Все опасаются раскрыть в себе новые таланты, т.к. не готовы к достижению успеха.

Значение играет и окружение. В правильном обществе сильный человек быстро разовьёт свои умения. Такая эволюция прослеживается с детства. В проблемном окружении, которому ничего не нужно, нет желания реализовывать самого себя. В этом случае Абрахам рекомендовал сменить круг общения.

Опросник личностной ориентации

Опросник личностной ориентации (РОГ) (Shostrom, 1964) представляет собой опросник из 150 утверждений альтернативного выбора, который содержит две главные шкалы, выведенные из теории Маслоу. По шкале Направленности на себя измеряется степень, в которой субъект обеспечивает поддержку себе самому (по контрасту с обращенностью к другим).

Шкала Компетентности во времени подзывает степень, в которой субъект живет в настоящем. Кроме этого, имеются субшкалы для измерения ценностей самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о собственных интересах, самопринятия, природы людей, синергии, принятия агрессии и способности к близким отношениям.

Эверетт Шостром (Shostrom, 1964) описывал, что в его опроснике проводилось разграничение между группами, признанными клиницистами как самоактуализиующиеся и несамоактуализирующиеся, и что в процессе психотерапии произошли значительные изменения в итоговых баллах. В ряде работ POI получил подтверждение через ключевое групповое исследование: группы, считавшиеся более самоактуализирующимися, продемонстрировали более высокие показатели, чем те, что расценивались как менее самоактуализирующиеся. Например, баллы терапевтических больных были выше баллов алкоголиков, баллы которых были выше баллов шизофреников (Murphy, DeWolfe & Mozdzierz, 1984). При синтезе данных многих исследований, проведенных в различных группах, метаанализ подтверждает прогноз, согласно которому группы, считавшиеся более самоактуализирущимися, изменяются в соответствии с результатами обследования по POI  (Hattie Cooksey, 1984). Группы, прошедшие подготовку (консультанты) или имевшие опыт групп встреч, в целом продемонстрировали более высокие показатели, нежели беспорядочно выбранные взрослые, а смешанные группы в целом набирали более низкие баллы.

Исследователи часто использовали Опросник личностной ориентации в качестве ключевого мерила психического здоровья. Показатели повышаются в результате терапевтических вмешательств, включая группы центрированного на клиентах тренинга для студентов-консультантов (Elizabeth, 1983); изучение гештальт-терапии на постоянной основе как противоположное сжатому летнему курсу, который был не столь успешным (Peterson-CoQney, 1987); тренинг нейролингивистическо-программирования (Duncan, Konefal & Spechler, 1990); медитацию (Delmonte, 184); литературу по психологической самопомощи (Forest, 1987); и физические упражнения (Gondola & Tuckman, 1985). Однако возрастание баллов обнаруживается не всегда (Giltinan, 1990).

Опросник личностной ориентации позитивно коррелирует с другими показателями психического здоровья, включая Тест на выносливость (Campbell, Amerikanei, Swank & Vincent, 1989), сложность концептуальных структур (Hageseth & Schmidt, 82), креативность (Yonge, 1975) и уверенность в себе (Ramanaiah, Heerboth & Jinkerson, 1985). Есть некоторые свидетельства в пользу того, что самоактуализая по POI коррелирует с большей духовностью, измеренной в письменном тесте Tloczynski, Knoll & Fitch, 1997). Те лица из брачных пар, которые набрали более высокие баллы, сообщают также о большем удовольствии от секса (McCann & Biaggio, 1989). Была разработана краткая версия Опросника личностной ориентации и, состоящая всего из 15 пунктов (Jones & Crandall, 1986), равно как и другие показатели самоактуализации (например, Buckmaster & Davis, 1985; Sumerlin & Bundrick, 1996, 1998), но ни один из них не используется так широко, как POI.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector