Что такое мотивация: виды, определение и классификация мотивов

Ключевые мотивационные теории

Теории мотивации позволяют проводить анализ факторов, которые оказывают прямое влияние на мотивацию, как комплексное понятие.

В основном предмет их изучения фиксируется на анализе человеческих потребностей и влиянии этих потребностей на мотив (мотивацию).

Изображение: infostart.ru

Долгое и тщательное изучение основных потребностей индивида позволило выделить три основных направления теорий:

Содержательные теории мотивации. Они изучают потребности, которые мотивируют индивида к ведению той или иной деятельности, структуру таких потребностей, определение из первичности и вторичности, алгоритм их удовлетворения.
Для содержательных теорий важны цели, к которым стремится человек.
Сюда входят теория иерархии потребностей Маслоу, теория Альдерфера, теория МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации

В этой теоретической категории упор делается на объяснении процесса выбора той или иной линии поведения, ведущей к достижению цели или исполнению желания.
Здесь важно то, как именно индивид распределяет свои силы для достижения желаемого, какой вид поведения он выбирает.
Сюда входят теория Адамса, теория Лока, теория Портера-Лоулера.

Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека. Уже из названия этой категории понятно, что в основе данных теорий лежит специфический образ индивида, его мотивы, собственные потребности (чаще всего используется в организации рабочего процесса).
Сюда входят теория Оучи и теория МакГрегора.

Связь теории А. Маслоу и мотивации

Сейчас существует большое количество различных мотивационных теорий, однако в качестве базы для большинства из них берётся «Теория потребностей» А. Маслоу.

Изображение: hr-portal.ru

Основная идея этой теории состоит в том, что каждый индивид имеет определённую иерархию потребностей. И некоторые потребности можно удовлетворить только после того, как удовлетворятся базовые нужды.

Ступени иерархии Маслоу:

Базовые потребности (физиологические). Это основа основ, т.е. все стремления связаны с выживанием: утоление голода, жажды, стремление к отдыху и т.д;

Стремление к безопасности и уверенности в завтрашнем дне

Для человека крайне важно обезопасить себя от внешнего мира, быть уверенным, что завтра у него будет всё хорошо, и он сможет жить полноценной жизнью;

Социальная ступень. Это взаимоотношения индивида с социумом, желание быть частью группы, находить поддержку и общение;

Самоуважение

Тесно связана с предыдущей ступенью. Включает в себя стремление производить впечатление на окружающих, желание заслужить уважение и почтение со стороны значимых для индивида людей;

Стремление к познанию. Желание узнавать что-то новое, изучать, уметь;

Эстетические потребности. Потребность в гармонии, порядке, красоте;

Самореализация. Самая сложная ступень, венчающая пирамиду. Это стремление к реализации собственного потенциала, желание вдохновлять других, что-то делать для мира. Этого уровня достигает около 15% людей.

Разновидности мотивации и её характеристики

Мотивационный порыв можно описать через следующие характеристики: вектор направленности; последовательность продуманных и организованных действий; следование конкретным целям (их неизменность); активность, напористость, стремление достичь желаемого.

Это основные параметры, по которым принято изучать мотивацию индивида. Особенно часто к их помощи прибегают в школе, ведь они имеют большое значение при выборе, например, профессии.

Также мотивацию принято разделять на несколько основных и второстепенных видов. От вида мотивация зависит сила и глубина её воздействия, так же “фишки” её формирования.

6 ключевых видов мотивации:

  1. Внешняя мотивация. Это явление обусловлено деятельностью индивида, которая зависит от определённых обстоятельств.

    Например, ученику нужно принять участие в олимпиаде, чтобы получить автоматический зачёт по предмету или какую-либо другую награду.

    Особенно часто методами внешней мотивации пользуются работодатели, желая повысить работоспособность сотрудников и замотивировав их денежным поощрением;

  2. Внутренняя мотивация. Под внутренней мотивацией понимается желание личности работать на определённый результат вне зависимости от внешних обстоятельств.

    В данном случае индивид действует только благодаря своим каким-то внутренним убеждениям, упорно двигаясь к цели.

    Простой пример: стремление к улучшению жизненного уровня путём продвижения по карьерной лестнице;

  3. Положительная мотивация. Действия человека направлены на удовлетворение собственных желаний (или желаний других);
  4. Отрицательная мотивация. Действия индивида направлены на то, чтобы избежать проблем или неприятностей. При этом человек не хочет их выполнять.

    Простой пример: для того чтобы не получить нагоняй от родителей, ребёнок убирается в доме;

  5. Устойчивая мотивация. Деятельность человека направлена на удовлетворение таких потребностей, как голод, жажда, желание поспать или просто отдохнуть и т.д.;
  6. Неустойчивая мотивация. Такая мотивация должно постоянно подпитываться от внешней поддержки.

    Например, стремление человека бросить курить, похудеть, накачать пресс и т.д.

Устойчивую и неустойчивую мотивации можно разделить ещё на несколько подвидов:

Мотивация ДЛЯ чего-то. Желание что-то сделать на перспективу, например: начальник пообещал работникам высокооплачиваемую должность в том случае, если они овладеют в должной мере иностранным языком, обучение в данном случае будет работать на перспективу;

Мотивация ОТ чего-то. Желание что-либо делать для того, чтобы избежать сложностей, например, внимательность на дороге и уважение к другим автолюбителям поможет избежать аварий на пути.

❂ Второстепенные разновидности ❂

Помимо основных разновидностей мотивации, существуют ещё и второстепенные:

  1. Индивидуальная. Работает на саморегуляцию, достижение желаемого. Утоление голода, жажды, защита от переохлаждения или перегревания;
  2. Групповая. Это стремление к продолжению рода, определению себя в обществе, желание занять определённую позицию в социуме;
  3. Познавательная. Стремление к получению новых знаний, к познанию чего-то нового;
  4. Самоутверждение. Мотивация, действия которой направлены на получение определённого статуса в социуме, на получение уважения окружающих. “Занять портфель”
  5. Идентификация. Это стремление стать похожим на человека, являющегося кумиром или идеалом индивида;
  6. Желание власти. Мотивация, направленная на изменение отношения окружающих. Стремление объединить их под своим началом, руководить ими;
  7. Саморазвитие. Мотивация, позволяющая осуществлять действия, направленные на личностное развитие. Напрямую связана с реализацией возможностей в дальнейшем;
  8. Социальные мотивы. Набор обязанностей, которые связаны с общественными устоями. Включает в себя ответственность перед социумом;
  9. Мотив присоединения. Стремление наладить с окружающими связь, чтобы продолжить общение в дальнейшем.

Понятие материальной мотивации

Материальная мотивация представляет собой такой способ положительного воздействия на сотрудников, основным стимулом при котором выступают материальные блага. При этом данные блага чаще всего имеет форму денежных средств.

С ее помощью получается добиться наибольшей производительности труда от подчиненных и повышения качества их работы.

Данный способ стимулирования является универсальным, поскольку он положительно воздействует практически на всех сотрудников.

Если при нематериальной мотивации руководству приходится подстраиваться под них и определять, что именно является важным для каждого отдельного работника, то материальные поощрения одинаково положительно воздействуют на всех.

Это связано с тем, что главной целью трудовой деятельности практически каждого человека является именно получение заработной платы. Ради каких-либо других мотивов (интереса к работе, хорошего коллектива) будут трудиться лишь единицы.

Для того чтобы построенная на предприятии система мотивации дала положительные результаты, она должна базироваться на следующих принципах:

  1. Открытость. Действующая система мотивации и принципы начисления денежных вознаграждений должны быть понятны каждому сотруднику. Они должны знать, как именно данная система работает.
  2. Объективность. Назначение поощрений и наказаний должно происходить по принципу справедливости. То есть все работники, показавшие хороший результат, должны получить за это вознаграждение, без каких-либо исключений.
  3. Поощрение за результат. Подчиненным должна быть понятна связь между уровнем оплаты труда и результатом, которого они достигли или должны достичь.
  4. Соблюдение баланса между поощрениями и наказаниями. Величина штрафов и других денежных санкций в компании не должна преобладать над величиной премий или доплат. Применение наказаний допустимо только за серьезные проступки.
  5. Реальность достижения. Чтобы система мотивации работала, поставленный для получения вознаграждения результат должен быть досягаем для среднестатистического подчиненного. Если он будет слишком завышен, сотрудник даже не станет пытаться его достичь.
  6. Персональный подход. При установке различных целей и задач для сотрудников необходимо учитывать их профессиональные качества и опыт. Логично, что работающий несколько лет сотрудник и бывший студент не смогут в равных условиях достичь одинаковых целей.
  7. Единство целей. Идеальная система мотивации должна побуждать подчиненных работать не только для достижения своих личных целей (например, объема продаж для конкретного работника), но и для повышения производительности всей команды (отдела или предприятия в целом).

Также при построении системы материальной мотивации стоит учитывать, что она может включать в себя различные ее виды и методы.

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

Если интернет не нужен

Тарифы сотовой связи Мотив для абонентов, не нуждающихся в трафике для выхода в интернет, присутствуют. Их два, в их наименовании заложена цена:

  1. «Тариф 39» — доступно только 60 минут исходящих звонков на все операторы плюс Мотив. Цен
  2. «Тариф 139» — 200 минут и 200 SMS с минимально возможным трафиком, размеров в 1 Гб в месяц.

Данные услуг оператора, направленных исключительно на связь без жесткой привязки к интернету, можно рассмотреть в таблице.

Название «39» «139»
Первый платеж, руб 100 139
Абонплата, руб 39 139
Звонки по РФ + Мотив, мин 60 200
Интернет, ГБ 1
Соц. сети Нет Нет
Мессенджеры Нет Нет
SMS 200
Быстрая активация (USSD-команда) *104*70# *104*71#

Шаги по внедрению системы мотивации в компании

  1. Постановка целей и задач, определение четкой миссии предприятия.
  2. Организация рабочей группы.
  3. Работа над планом по внедрению системы стимулирования персонала.
  4. Его утверждение.
  5. Разработка программ вознаграждения за достижение поставленных целей.
  6. Создание вышеприведенных систем мотивации персонала.
  7. Подготовка документации.
  8. Внедрение мотивационных мероприятий и необходимая корректировка.
  9. Анализ работы подчиненных предприятия.

Внедрять эту систему нужно постепенно, чтобы работники не испугались предстоящих перемен, а могли привыкнуть к ним, найти положительные стороны и повысить трудовую эффективность.

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым. Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.

Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.

Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку. В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.

Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок. Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании. К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.

Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления

Виды

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Что такое «мотивация» простыми словами?

По установленной традиции журнала, у нас несколько определений термина: Вики + самопальное. Мы специально пытаемся сформулировать авторское определение, чтобы получилось максимально просто по форме, но доносило суть.

Мотивацией — это система внутренних и внешних мотивов, которые заставляют индивида поступать определённым образом. Лабиринт, по которому если “катнуть шарик” (энергия + усилия), то получится желаемый результат. Побуждающая сила сделать так, а не иначе.

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Википедия

Без мотивации невозможны воплощение желаний и планов. Без мотивации даже радость от достижения цели невозможна.

Многие наверняка сталкивались с такими ситуациями в жизни: любимый человек, близкий друг, родители, начальник заставляют вас что-то сделать, при этом вас совершенно не интересует ни конечная цель данного действия, ни сам процесс её достижения.

Мотивация у вас отсутствует, значит, и выполнение обязательства, и достижение «желаемого» не принесут ни удовлетворения, ни радости. Мотивационный порыв определяет стремления, но при этом он обусловлен психофизиологическими характеристиками личности.

Мотивация напрямую связана с интересами и потребностями человека, а потому она всегда (!) является строго индивидуальной. Основным понятием мотивации является мотив.

Мотив – это идеальный (но необязательно существующий в реальном/материальном мире) предмет. На получение этого предмета направлена основная деятельность личности.

Однако при этом нельзя путать понятия мотива, потребности и цели. Первый является осознаваемой причиной поступков человека, он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться индивидом в полной мере.

❂ Например, стремление броско и эпатажно одеваться может диктоваться подсознанием человека, стремящимся восполнить недостаток любви и принадлежности к коллективу. Обычно это проявляется у людей с низкой самооценкой.

При этом различие мотива и цели в том, что цель – это результат активной (или не очень активной) деятельности, а вот мотив – это причина активизации этой деятельности.

Проще всего понять эти различия на лёгком примере:

  1. Существует потребность в познании (познавательная);
  2. Мотив при этом будет интерес к чтению (обычно к чтению литературы по определённой тематике);
  3. Деятельность – это чтение;
  4. Цель – получение новых впечатлений, знаний, удовольствия от слежения за сюжетом, переживание за героев книги и в таком ключе.

Структура и иерархия

Структурно процесс принятия решения о каком-либо действии, то есть возникновение мотивации можно представить в следующей последовательности:

  • появление потребности;
  • появление мотива;
  • формулирование цели;
  • реализация поведения;
  • удовлетворение/неудовлетворение.

Мотив, в отличие от мотивации, — то, что принадлежит субъекту поведения и является его личным свойством, изнутри побуждающим поступать так, а не иначе.

Мотивы бывают осознанными и неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Для осознания мотива требуется внутренний труд. Сам по себе мотив формируется из потребности человека — состояния нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальном предмете.

Цель — это осознаваемый результат, на который направлено поведение, связанное с удовлетворением потребности. Реализуя поведение, человек осознает не только цель, но и реальность ее осуществления. Цель достигается либо нет. Если она достигается успешно, то субъект чувствует удовлетворение. В противном случае, человек не удовлетворен, и в дальнейшем вряд ли повторит неудачную модель поведения.

Неудовлетворенность возникает, если на пути к цели возникает препятствие, которое либо реально непреодолимо, либо осознается человеком как непреодолимое. Из-за внутреннего дискомфорта по этому поводу у субъекта может возникнуть состояние фрустрации, которая может спровоцировать работу защитных механизмов, например, гнева или отрицания вины.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Мотивационную сферу человека характеризуют по ее широте, гибкости и иерархизированности. Под широтой понимают количество разнообразных мотивов, потребностей, целей человека. Если их много, можно говорить о развитой мотивационной сфере.

Гибкость выражается в способности человека удовлетворить побуждение разными способами. Наконец, иерархизированность мотивов проявляется в том, что одни мотивы могут быть сильнее и возникать чаще других. Чем больше различий в силе и частоте актуализации, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Сколько городов в мире, города-миллионники

Характеристики и этапы

Основные характеристики:

  1. Сила — интенсивность, активность, которая побуждает индивида к действиям. Эта характеристика зависит от физиологических, психологических факторов. Чтобы добиться максимальной силы мотивации, нужно сделать так, чтобы она была спровоцирована изнутри, а не под воздействием внешних факторов.
  2. Устойчивость — продолжительность сохранения мотивации. Эта характеристика зависит от потребностей, особенностей личности.

Этапы формирования мотива:

  1. На первой стадии возникают потребности. Они появляются, когда индивиду чего-то не хватает. Субъект начинает искать способ устранения дискомфорта.
  2. Разработка способов удовлетворения желания.
  3. Назначение целей для начала активных действий. Чтобы удовлетворить желание, индивиду нужно подобрать способ получения необходимого.
  4. Начало действий. Удовлетворение потребностей требует от индивида физических и моральных вложений.
  5. Получение результата. Исчезают негативные эмоции, появляются позитивные.

Потребности исчезают после достижения необходимого результата, но потом появляются снова.

Удаление фото через галерею (по одной)

Виды и классификация мотивов по мнению западных психологов

Приведенная классификация в большей мере связывает мотив и потребность человека:

  • Мотивы достижений — самореализация и самоутверждение. Индивидуум стремится доказать самому себе, что он способен совершить тот или иной поступок. Мотив достижения в психологии и педагогике приобрел огромнейшее коммерческое значение;
  • Мотивы успеха — соответствуют идентификации с кумиром. То есть, в этом случае возникает мотив к осуществлению определенной деятельности при оценке успехов другого человека;
  • Мотивы власти;
  • Мотивы аффилиации — стремление быть признанным общественностью, пребывать в окружении других людей, пользоваться их уважением;
  • Мотивы помощи — отождествляются с социальными мотивами (побуждение помогать слабым, попавшим в беду и так далее).

Анализ внутр. страниц

Сферы применения понятия

Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек – это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.

В психологии

Психология ищет ответы на два вопросы:

  • Чем поведение человека отличается от животного?
  • Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?

Потому в широком смысле слова мотивация включает:

  • психологические и физиологические особенности человека;
  • факторы внешней среды, влияющие на поведение.

В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?

Психология мотивация изучает три аспекта:

  • биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
  • психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).

Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.

В менеджменте

В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.

Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.

По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.

В экономике

Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.

Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.

В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.

Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector