Что представляет собой социометрия и тесты джорджа морено
Содержание:
- Раскрутка с помощью TwitchMaster
- Варианты обработки и интерпретации полученных результатов
- Способ изучения
- Bootstrap 3 Tutorial
- Социометрическая матрица
- TurnedOnTimesView
- Как ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)
- Параметрическая процедура
- Основные типы
- История
- Обработка результатов
- Заливка
- Стандартизация
- Проведение социометрии среди младших школьников
- Виды социометрии для школьников
- Сущность метода социометрии
Раскрутка с помощью TwitchMaster
Механика работы на сервисе «Твич Мастер» проста: при просмотре трансляций других стримеров пользователь зарабатывает валюту, которую потом может тратить на покупку просмотров своих стримов.
Процесс работы сайта
Заработав кредиты, можно тратить их на покупку простых просмотров, как делает большинство пользователей. Но помимо такой стратегии существуют и другие, более эффективные. Например, использование кнопки «Поднятие трансляции» позволит стриму оказаться на первом месте в рейтинге «Твича». Но этот способ недешевый, его стоимость – 90000 кредитов.
Кнопка «Размещение в промо-блоке» – самый действенный вариант раскрутки. Она выведет трансляцию на главную страницу сервиса,что увеличит количество зрителей. Но это тоже достаточно дорого. Т.к. место в промо-блоке разыгрывается на аукционе между пользователями, выиграть его можно, назначив большую, чем у других, цену в кредитах.
Достоинства и недостатки
Плюсами использования сайта «Твич Мастер» являются:
- предоставление 50000 бесплатных кредитов в начале использования сайта;
- живые зрители, а не боты;
- начисление бонусов за ежедневный вход.
Но у сайта есть и минусы:
- большая конкуренция среди пользователей;
- необходимость тратить большое количество времени для того, чтобы попасть в топ трансляций.
Продвигаемые трансляции.
Варианты обработки и интерпретации полученных результатов
В ходе исследования одной из задач выступает определение социометрического статуса личности в группе. Под ним подразумевается свойство индивида занимать то или иное положение в рассматриваемой структуре (локус), то есть конкретным образом соотноситься с остальными членами коллектива.
Составление социоматрицы. Она представляет собой таблицу, в которую вносятся результаты опроса, а именно: положительные и отрицательные выборы, которые сделали члены изучаемой группы. Она строится по такому принципу: горизонтальные строки и вертикальные столбцы имеют равное количество и нумерацию по числу членов группы, то есть таким образом указывается, кто кого выбирает.
В зависимости от критериев выбора могут быть построены единичные и суммарные матрицы, показывающие выборы по нескольким критериям. В любом случае полную картину взаимоотношений в группе может представить анализ социоматрицы по каждому критерию.
Кругом обводятся взаимные выборы, если взаимность неполная, то полукругом. Или же места пересечения столбцов и строк помечают знаком «плюс» в случае положительного выбора или «минус», если он был отрицательным. Если выбора не произошло, то ставится 0.
Главным достоинством матрицы является возможность представить все результаты в числовом виде. Это позволит в итоге проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, определить порядок влияний в группе.
Число полученных выборов называют социометрическим статусом группы, который можно сравнить с теоретически возможным количеством выборов. Например, группа состоит из 11 человек, число возможных выборов будет равно 9, следовательно, 99 – это количество теоретически возможных выборов.
Однако в общей картине значение имеет не столько количество выборов, сколько удовлетворенность каждого респондента своим положением внутри группы. Имея данные, можно рассчитать коэффициент удовлетворенности, равный делению числа взаимных положительных выборов индивида. Так, если один из членов группы стремится к общению с тремя определенными людьми, но никто из них не выбрал его при опросе, то коэффициент удовлетворенности КУ = 0:3 = 0. Это говорит о том, что респондент пытается взаимодействовать не с теми, с кем надлежало бы.
- Индекс групповой сплоченности. Данный социометрический параметр вычисляется путем деления суммы взаимных выборов на общую цифру возможных в группе. Если полученное число лежит в диапазоне 0,6-0,7, то это является хорошим показателем групповой сплоченности. То есть социометрический метод в изучении группы позволяет установить состояние внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.
- Построение социограммы. Используя социоматрицу, можно построить социограмму, то есть сделать представление социометрии наглядным в виде «схемы-мишени». Это будет неким дополнением к табличному подходу интерпретации данных.
Любая окружность в социограмме будет иметь свое значение:
- Внутренним кругом будет называться зона звезд, то есть та группа выбранных людей, в которую были выделены лидеры, набравшие абсолютное большинство положительных выборов.
- Второй круг, или зону предпочитаемых, будут составлять члены группы, которые набрали число предпочтений выше среднего показателя.
- Третий круг называется зоной пренебрегаемых. В него попадают лица, набравшие ниже среднего показателя количества выборов по группе.
- Четвертый круг замыкают так называемые изолированные. К ним относятся члены группы, не получившие ни одного очка.
При помощи социограммы можно получить наглядное представление о наличии группировок в коллективе и характере взаимоотношений между ними (контакты, симпатии). Они формируются из лиц, взаимосвязанных и стремящихся к выбору друг друга. Нередко социометрический метод выявляет положительные группировки, состоящие из 2-3 членов, реже встречаются из 4 или более человек. Это наглядным образом можно увидеть на плоской социограмме, на которой изображены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и имеющиеся связи между ними.
Третьим вариантом будет являться индивидуальная социограмма. Целенаправленно или произвольно выбранный член коллектива изображается в системе связей, установленных в процессе исследования. При составлении социограммы руководствуются следующими уловными обозначениями: лицо мужского пола изображается в виде треугольника с номером, соответствующим конкретному человеку, а женское лицо – внутри окружности.
Способ изучения
Одним из наиболее эффективных способов изучения отношений в малой группе является социометрический метод. С одной стороны, он предназначен для количественного определения предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. С другой — данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и лидерства в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т. д.
Bootstrap 3 Tutorial
Социометрическая матрица
Ф.И.О. | Иванов | Петров | Сидоров | … | ВС | ОС | ОВ | ОО |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Иванов | 2 | ( ) | ||||||
Петров | 1 | |||||||
Сидоров | 3 | ( ) | 1 2 | |||||
Обозначение
показателей |
||||||||
ВП | 2 | 1 | ||||||
ОП | ||||||||
ОВ | ||||||||
ОС | ||||||||
ВВ | ||||||||
ВО |
В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
- ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
- ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком;
- ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
- ОП – сумма отклонений, полученных данным человеком;
- ОВ – количество ожидаемых выборов;
- ОО – количество ожидаемых отклонений;
- ВВ – количество взаимных выборов;
- ВО – количество взаимных отклонений.
В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов (независимо, в какую очередь – 1, 2, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и отклонений.
В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых данным лицом выборов и отклонений.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых».
С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебрегаемых» используют некоторые методы статистического анализа. В ходе статистического анализа полученного первичного материала устанавливают критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асимметричны и апроксимируются биноминальным законом распределения. Экспериментальная ситуация социометрического обследования весьма близка к ситуации последовательных дихотомических выборов.
TurnedOnTimesView
Как ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)
В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Это отличие сплоченности от совместимости подразумевает понимание сущности сплоченности в рамках принципа деятельности.
Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентации членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Таким образом, в практике исследования сплоченность должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и как своего рода «деятельностное воплощение» этого совпадения (ЦОЕ).
Эксперимент А.И. Донцова, проведенный в 14 московских средних школах, имел целью выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике преподавания и воспитания. Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность, демонстрируемая при оценке «эталонного» ученика, и сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников. В результате исследования был получен вывод, что общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т. е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем сплоченность, регистрируемая лишь как совпадение мнений (ибо отношением к эталону может быть только мнение, но не реальная деятельность).
Вторая часть исследования дала довольно любопытный результат. Когда оцениванию подвергались не ученики, а коллеги-учителя, то единство ценностных представлений оказалось выше в том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже, когда давались оценки реальным коллегам. Интерпретация этого факта снова подтверждает основной принцип: конкретным предметом деятельности учителя не является другой учитель — коллега, поэтому оценивание его, а значит, и совпадение такого рода ценностей не есть параметр непосредственной конкретной деятельности данной группы. Напротив, эталонный коллега в большей степени оказался ценностью, включенной в непосредственную практику работы учителя. (Образ такого «эталонного» коллеги возникает, например, на различных методических конференциях, собраниях «предметников».) Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что действительная интеграция группы (а, следовательно, и ее сплоченность) осуществляется прежде всего в ходе совместной деятельности (Донцов, 1979).
В ходе развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы. Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Параметрическая процедура
Во втором варианте ограничивается число выборов. Например, члены группы могут назвать только строго фиксированное число фамилий. Если в коллективе двадцать человек, каждому предлагается выбрать, например, только четыре или пять фамилий. Этот эффект называется лимитом выбора или социометрическим ограничением, и нужно сказать, что надёжность данных значительно повышается, одновременно облегчая статистическую обработку полученного материала. Испытуемые более внимательно относятся к ответам и чисто психологически чувствуют себя ответственными за свой выбор, а потому практически никогда не лукавят, действительно отмечая только тех людей, которые соответствуют в их представлении предлагаемым ролям — товарища по работе, лидера или партнёра.
Также более точным получается и отрицательный социометрический статус. Лимит выборов вероятность случайных ответов сводит практически к нулю, а также помогает стандартизировать условия исследований, если даже группы в одной выборке имеют различную численность. Всё это даёт возможность сопоставлять материалы различных групп. Сейчас принято считать, что в коллективах до двадцати пяти человек минимальной величиной социометрического ограничения должны быть четыре или пять выборов.
Основные типы
Существует несколько видов рекламы на Twich. Один из них – прямое вхождение в трансляцию. Также сервис позволяет размещать баннеры на стримах пользователей. Блогер в этом случае получает доход за каждую минуту размещения объявления. Новый активный зритель – плюс к заработку.
Прямая реклама на канале
Несколько лет назад промоушен был доступен крупным компаниям с большим бюджетом. Размещать баннеры могли те стримеры, которые имели официальную подписку от Twich. А это подразумевает соблюдение правил, рекомендаций платформы и выполнения достижений.
Сегодня условия стали проще. Платить за показ можно меньше, доступна система учета просмотров.
Реклама через «Твич»
Нередки случаи, когда пользователи жаловались на многочисленные баннеры, ролики и вынуждены были устанавливать программы блокировки рекламы.
В 2018 г. в Twich запустили технологию SureStream, которая минует блокировщики. Подобную вставку зритель не сможет остановить или выключить, потому что картинка или текст со ссылкой встраивается в видеопоток. Продолжительность такой рекламы в стриме – от 15 до 30 секунд.
К этой категории относятся еще и крупные медиа-конвенты, и спонсорские мероприятия, и состязания. Они как организовывают трансляции, так и покупают рейтинговые стримы для своих проектов.
Технология SuperStream используется на Твиче.
История
Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Якобом Морено – американским психиатром и социальным психологом. Морено изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое и физическое здоровье личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.
Понимание социометрии Морено оказало огромное влияние на возникновение и развитие социальной теории, практических социальных теорий. Морено пявляется последовательным критиком Фрейда. Он обращается к исследованию психологических межличностных взаимоотношений. Основы социометрической теории были заложены в 1908-1925 годах. Систематическим изложением социометрии стала книга «Кто выживет?» (1934 и 1953). Дж. Морено оказал огромное влияние на развитие социологии, идеи и методы получили широкое распространение и используются во многих странах мира. Социометрия оказала влияние на другие отрасли социологии: психиатрию, антропологию и др. Морено это влияние называл «социометрическим движением». Можно утверждать, что социометрия может использоваться как универсальный язык гуманитарных (субъективных) наук.
Также Морено была написана книга «Основы социометрии», первая часть ее называлась «Социометрическая система». Морено рассматривает социометрическую систему как часть большой системы. “Вышестоящий принцип,— пишет Морено,— есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией”, связанными между собой. Социономия – наука о социальных законах, социодинамика – наука о социальных группах. Социометрия же является наукой об измерении межчеловеческих отношений.
Социометрия — по Морено — это “социология микродинамических процессов”. Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроскопические и микроскопические. Система социометрии содержит три элемента: социус, измерение и драму. Из этого можно вывести три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения, исследование действия.
В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936—1956 гг.) и “новая социометрия” (1956—1966 гг. и позднее).
Однако данный подход неоднократно подвергался критике со стороны других исследователей. (Десев Л., Ядов В.А.) Но, наряду с этим, социометрия получила широкое распространение среди психологов как отечественных, так и зарубежных. В отечественной психологии внедрение социометрии связано с такими именами как Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов и т.д.
Исследователи рассматривали социометрию как метод изучения отношений в производственных группах и в педагогических системах. Например, Е.С. Кузьмин с помощью социометрии изучал отношения в рабочих группах, эффективность совместной деятельности членов группы. Он предложил измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские, производственные и т.д.). Другие ученые использовали социометрию для получения информации о взаимоотношениях в малых группах, для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Такие ученые, как О.В. Киричук, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, Л.М. Фридман, использовали социометрию для изучения взаимоотношений внутри школьных классов. Полученные результаты они применяли в практической воспитательной работе.
Но социометрию изучали не только как метод психологических исследований, но и как социальную теорию. Акцент на этом делал болгарский ученый Любен Десев. Но на его трактовку теории повлияла марксистко-ленинская идеология, приверженцем которой он являлся. Однако стоит отметить, что в своих работах он подробно останавливается на работах основоположника метода Дж. Морено, а также предлагает анализ литературы, посвященный изучению проблем отношений в малых группах. Десев представляет нам сравнительную оценку положительных и отрицательных сторон социометрии.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исследователи больше внимания уделяли практической стороне социометрии, нежели такой ее составляющей как социальная теория.
Обработка результатов
Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:
- Таблица или социоматрица.
- График или социограмма.
- Индексы. Подбираются на основе целей исследования.
В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».
Таблица
Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.
Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Иванова | х | + | — | |||
2 | Петров | х | |||||
3 | Сидоров | — | — | х | |||
4 | Комарова | х | |||||
5 | Макаров | х | + | ||||
6 | Пупков | + | + | х |
Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | А. | 1 | 3 | 3 | 2 | ||||||||
2 | Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
3 | В. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
4 | Г. | 1 | 1 | 2 | |||||||||
5 | Д. | 2 | 3 | 3 | |||||||||
6 | Е. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
7 | З. | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
8 | И. | ||||||||||||
9 | К. | 2 | |||||||||||
10 | Л. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | ||||||
11 | М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Кол-во выбор | 5 | 7 | 6 | 7 | 10 | 7 | 4 | 16 | 11 | 12 | 79 | ||
Кол-во взаимных выборов | 1 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 4.5 |
Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.
График
Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.
Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:
- Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
- Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
- Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
- Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.
При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:
Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Индекс
Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).
Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:
- Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
- Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.
В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:
- Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
- Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
- Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
- Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.
При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.
Заливка
Стандартизация
Существенным отличием второго варианта процедуры от первого является то, что социометрическая константа (N-1) может сохраняться только в системе получаемых выборов — к участнику группы. Система отданных выборов — от участника в группу — измеряется с применением новой величины — d, что обозначает социометрическое ограничение. Благодаря её введению, появляется возможность стандартизировать все внешние условия выборов среди групп различной численности. Величина d обязательно определяется по одинаковой для всех групп вероятности выбора случайного. Для определения этой вероятности существует формула: P(A)=d/(N-1). Здесь Р является вероятностью случайного события, (А) — социометрический выбор, а N — число участников группы.
Обычно Р(А) выбирают примерно 0,20-0,30, и если подставить эти значения в вышеприведённую формулу, чтобы определить d (а величина N нам известна), то получится искомое число, показывающее социометрическое ограничение в данной группе. Недостатки у этой процедуры тоже имеются: невозможно увидеть всё многообразие взаимоотношений в коллективе, выявляются только субъективно важные связи, отражаются только избранные, типичные коммуникации, а вся структура в этой группе до конца не раскрывается. Социометрическое ограничение не показывает экспансивную эмоциональность членов коллектива.
Проведение социометрии среди младших школьников
Анкета
Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.
Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты
Важно только ваше мнение»
На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.
Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора – ценной для ребёнка. Например:
- Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
- С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
- С кем бы ты хотел делать домашние задания?
- С кем бы ты хотел дружить?
- Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?
Важно настроить школьников только на самостоятельное заполнение анкеты
Таблицы: Примеры анкет для мониторинга
Вариант 1.
Фамилия и имя ученика _______________________ Вопрос 1: ____________________________________ Ответ: Выбор 1.______________________________________ Выбор 2.______________________________________ Выбор N ______________________________________ Вопрос 2:____________________________________ Ответ: … |
Вариант 2.
Фамилия и имя ученика _______________________ Вопрос 1: ____________________________________ Ответ:
Вопрос 2: ____________________________________ Ответ: … |
Цветовая проективная социометрия
Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.
Упрощённая проективная цветовая методика
Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.
Таблица: Значение выбранных цветов
Цвет |
Значение при выборе |
Синий |
Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция. |
Жёлтый |
Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него. |
Зелёный |
Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека. |
Серый |
Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает. |
Чёрный |
Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное. |
Оранжевый |
Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив. |
Фиолетовый |
Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение. |
Коричневый |
Инертное (равнодушное) отношение к ученику. |
Розовый |
Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения. |
Цветовая непроективная методика
Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.
Толкования цветового анализа:
- красный — «нравится»;
- розовый — «симпатичен»;
- оранжевый — «с ним интересно»;
- жёлтый — «общаюсь»;
- зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
- синий — «безразличен»;
- серый — «не нравится»;
- чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».
Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.
Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе.
Виды социометрии для школьников
Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:
- Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
- Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
- Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.
Сущность метода социометрии
Замечание 1
Методика социометрии является одной из наиболее востребованных и популярных, и применяется она для того, чтобы максимально эффективно и достоверно измерить межличностные отношения участников группы.
Создателем социометрического измерения является социолог и психолог Джейкоб Морено (1889-1974 гг.). Согласно его исследованиям и появившейся в последствии теории, все социальные конфликты, напряжения, противоречия в обществе обусловлены тем, что структура общества на микро- и макроуровнях совершенно не совпадает. Это значит, что система симпатий и антипатий в которой живет индивид, нередко смещается. Приводит такое явление к тому, что, в итоге, человек общается и дружит с теми людьми, которые совершенно неприемлемы для него в психологическом плане.
Замечание 2
Основная задача социометрического метода заключается в том, чтобы привести в структурное соответствие микро- и макромир человека. Именно с такой целью и должна использоваться социометрическая методика: чтобы выявить и изучить симпатии и антипатии в группе и, в соответствии с полученными результатами разработать и осуществить изменения, которые будут благоприятно сказываться на отношениях в группе.
Вся социометрическая процедура заключается в том, что членам конкретной группы предлагают ответить на вопросы. Каждый вопрос подразумевает перечисление (в порядке предпочтения – от более предпочитаемых к менее предпочитаемым) тех коллег по своей группе, с которыми каждый из опрашиваемых хотел бы иметь большее взаимодействия в процессе деятельности: вместе работать, совместно отдыхать, сидеть за одним столом, находиться в одном кабинете или за одной партой и т. д.
Вопросы, которые отражают желание человека участвовать с кем-либо в совместной деятельности – это и есть критерии выбора. Критерии выбора также неоднородны, поскольку они могут быть следующих видов:
- Слабые критерии выбора;
- Сильные критерии выбора.
Если для человека какая-либо деятельность очень важна, если связи его с коллегами тесны и продолжительны, то, таким образом, гораздо сильнее выделяется его критерий выбора. К тому же, их можно выявить, задавая разные типы вопросов. Подбираются они таким образом, чтобы определить стремление человека к общению с остальными членами своего коллектива, а также к участию в разнообразных видах деятельности. Это может быть и трудовая деятельность, и учебный процесс, а также отдых и досуговая деятельность, отношения на уровне дружбы.