Интеллектуальные суперспособности

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
  • Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Влад Нежный – Любовь, похожая на сон

Функции интеллекта и его происхождение

Можно сказать, что это качество является основополагающим в развитии Homo sapiens как вида и последующем появлении цивилизации. На заре развития человечества интеллект обеспечивал для него возможность выживания и оставления после себя потомства. Особи с более развитыми умственными способностями имели повышенные шансы на комфортное существование. Происхождение интеллекта человека во многом обусловлено адаптационной функцией. Известно, что приспосабливающиеся к различным условиям окружающей среды люди выживали лучше всех остальных. Со временем роль интеллекта несколько изменилась в связи с абсолютно другими целями и задачами, которые ставит перед собой современный человек. Данное качество сегодня служит для успешной самореализации, развития каких-либо способностей, зарабатывания уважения и получения высокого социального статуса. Без достаточного уровня интеллекта трудно представить себе быстрое развитие навыков и овладение новыми знаниями, необходимыми для достижения успеха в любой сфере деятельности. Характеристики наподобие силы, скорости и ловкости в текущей реальности отошли на второй план и перестали иметь первостепенное значение.

Среди ученых, которые обсуждают вопрос о том, что такое интеллект человека, в большей степени преобладает мнение о том, что условно это качество можно разделить по степени выраженности на три уровня.

  1. Низкий. С таким интеллектом люди имеют слабо выраженные умственные способности и при этом не могут в достаточной степени сопротивляться воздействию окружающей среды на свой внешний и внутренний мир. Реальность подавляет большинство их начинаний, потому как такие индивиды не способны адаптироваться к ней. Часто находятся на попечении у остальной более развитой части социума.
  2. Средний. Люди в данной категории имеют более высокий уровень психической активности, которого им достаточно для комфортного существования и умению приспосабливаться под различные обстоятельства. Хорошие мыслительные способности дают таким индивидам возможность найти свое место в мире, соответствующее их навыкам и потребностям.
  3. Высший. Считается, что люди на данном уровне не просто подстраиваются под окружающую их действительность, а самостоятельно изменяют мир вокруг себя в угоду собственным потребностям и желаниям. Высокие возможности интеллекта человека во многом способствуют раскрытию творческого потенциала.

При этом стоит отметить, что большинство индивидов находится на среднем уровне развития, что, по всей вероятности, продиктовано эволюционными соображениями.

Что такое интеллект и как его развить

Интересной особенностью интеллекта, с некоторыми поправками, является его постоянность. Если, к примеру, качественно проверить его уровень у человека в возрасте 10 и 80 лет, он окажется приблизительно одинаковым. Разница только в линейном изменении соотношения его составляющих. Если в детстве около 20% интеллекта определяет наследственность, а остальное внешняя среда, то к старости интеллект уже на 60% зависит от генов. Познавательная статья об эмпатии и эмпатах.

Умственные способности можно тренировать так же, как и физическое тело. Чем больше уделять времени для развития интеллектуальных способностей, тем легче человеку будет в будущем решать различные задачи, которые требует умственного напряжения. Казалось бы, что нет никакой пользы от школьного образования, но это совсем не так. Базовые дисциплины позволяют формировать нейронные связи, а они в свою очередь влияют на общее умственное развитие. Немаловажным в развитие интеллекта является занятие спортом. Каждому известно, что физические нагрузки не только стимулируют, но и улучшают кровообращение, которое необходимо для положительной активности мозга.

Ряд исследований показывает, что определённую роль в формировании интеллекта играет питание. Это относится как к матери во время беременности, так и к детям в раннем возрасте. Так что, придерживаться диетологических рекомендаций стоит не только ради физического здоровья, но и для обеспечения умственного развития. Конечно же, не существует «супереды» для гениев, главное — достаточность и сбалансированность.
Итак, становится очевидным, что взрослому человеку значительно развить свой уровень интеллекта не удастся. Однако если ставить задачу несколько повысить уровень IQ (понятие, которое основывается, по Спирмену, на G-факторе), то можно подвергать свой мозг следующим тренировкам:

  • изучение иностранных языков;
  • решение математических задач;
  • развитие краткосрочной и долгосрочной памяти;
  • занятие логическими играми;
  • проведение опытов с абстрактным мышлением.

При этом важно понимать, что цифра IQ сильно зависит от способа тестирования и показывает лишь общий уровень

Если есть конкретная цель повысить коэффициент интеллекта, то следует уделить внимание развитию наиболее соответствующих задаче способностей. Большая часть харизматичных людей обладают высоким интеллектом и это не просто так, а о харизме можно прочесть здесь

Махова Наталья Борисовна

Предмет: Математика, Готовит к олимпиадам и ЕГЭ.

Окончила МАТИ им. К.Э. Циолковского. Кандидат физико-математических наук.Доцент кафедры высшей математики, декан факультета ФГБОУ ВО «МГАВТ». Общий стаж с 1990 года.У вас проблемы с решением математических задач? Скорее всего Вы заучивали математические формулы без их понимания. На курсах мы научим вас понимать физический и геометрический смысл математических зависимостей, разовьем логическое мышление. Вам нравится решать математические задачи? Значит на наших занятиях вы сможете открыть для себя новые методы решения сложных задач. «Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит» — говорил Михаил Ломоносов. На наших курсах нет никаких требований к начальной подготовке ученика.Даже если все задания не получились у вас до конца, по вашим черновикам мы сможем найти ошибки и доступно объяснить решение. Самое главное мы учим понимать материал, а не зазубривать его. И пусть предел ваших возможностей стремится к бесконечности.

Осведомленность и эрудированность

Есть много телепрограмм, где люди соревнуются в эрудированности, доказывают свою особенность и интеллектуальность. Так и в жизни, каждый человек старается выделиться, знать больше других, делиться собственными знаниями и опытом.

Эрудированность говорит о хорошей памяти, но для высокого интеллекта этого может быть мало. Нужно не просто знать определенную информацию, но и уметь ею распоряжаться. Ведь начитанность также является положительной чертой человека, говорит о его уме

Но большое количество прочитанных книг не столь важно, как почерпнутая из них информация, понятый смысл. Человек с высоким интеллектом может уловить второй смысловой ряд произведения, он понимает, что лучше прочитать одну «умную» книгу, чем десяток «ни о чем»

Теория Гарднера

В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.

Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.

Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.

Выделяют:

  • природный (натуралистический);
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • экзистенциальный (философский);
  • кинестетический (телесный);
  • межличностный (социальный);
  • пространственный (образный);
  • лингвистический (вербальный);
  • личностный (внутренний).

Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.

Что такое эмоциональный интеллект?

Развитие

Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • социальность;
  • эмпатия;
  • мотивация.

Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.

Невербальное взаимодействие

Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов

Любые движения несут в себе огромный смысл. Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев

Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций

Уверенность в себе, общение

Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться

Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д

Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Мышление

Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках

Важно помнить, что прошлое не изменить. Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать

В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к. это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.

Эмоциональная составляющая

Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта. Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки. При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.

Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.

Интеллект мужчины и женщины

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин давно интересовали психологов. Результаты исследований показывают, что имеется некоторое различие в строении головного мозга, но оно не влияет на уровень умственных способностей. С большинством задач мужчины и женщины справляются одинаково. Исследователи пришли к выводу, что средний уровень развития интеллекта у субъектов обоих полов одинаков.

Однако, если среди представительниц женского пола нет большого разрыва по уровню интеллекта (большинство женщин имеют среднестатистические показатели), то у мужчин он ярко выражен. То есть среди представителей мужского пола индивидов с очень низким уровнем интеллекта так же много, как и интеллектуалов с очень высоким уровнем развития умственных способностей.

Ученые выяснили что на развитие умственных способностей мальчиков влияет полноценное питание будущей матери во время беременности, в то время как на девочках это не сказывается. Это связано с тем, что мужской мозг является более уязвимым во время своего внутриутробного развития.

Помимо этого у мужчин и женщин наблюдается разница в проявлении отдельных качеств из сферы интеллекта. До пятилетнего возраста особых различий в характере развития интеллектуальных способностей не наблюдается. Однако после достижения этого возраста у мальчиков начинают активно развиваться формы пространственного интеллекта и навыки манипулирования.

Для девочек же свойственно преобладающее развитие вербальных способностей. У мужчин чаще развиваются аналитические способности, таланты к точным наукам, за которые несет ответственность левое полушарие. Среди них гораздо больше известных математиков и физиков, чем среди женщин. Зато у женщин активно развиваются способности к творчеству и интуиции, за которые отвечает правое полушарие.

Различия в свойствах интеллектуального развития мужчин и женщин можно объяснить следующими причинами:

Национальная концепция развития

Национальные стратегии развития ИИ уже утвердили три десятка стран. В октябре 2019 года проект Национальной стратегии развития ИИ должен быть принят в России. Предполагается, что в Москве будет введен правовой режим, облегчающий разработку и внедрение технологий ИИ.

Исследования в сфере ИИ

Вопросы, что такое искусственный интеллект и как он работает, волнуют ученых разных стран уже не одно десятилетие. Госбюджет США ежегодно направляет 200 млн долларов на исследования. В России за 10 лет — с 2007-го по 2017-й — было выделено около 23 млрд рублей

Разделы по поддержке исследований в сфере ИИ станут важной частью концепции национальной стратегии. В скором времени в России откроются новые научные центры, а также будет продолжена разработка инновационного ПО для ИИ

Стандартизация в области ИИ

Нормы и правила в области ИИ в России находятся в процессе постоянной доработки. Предполагается, что в конце 2019 — начале 2020 года будут утверждены национальные стандарты, которые сейчас разрабатывают лидеры рынка. Параллельно формируется План национальной стандартизации на 2020 год и далее. В мире работает стандарт «Искусственный интеллект. Концепция и терминология», и в 2019 году эксперты начали разрабатывать его русифицированную версию. Документ должен быть утвержден в 2021 году.

Список 250 социальных сетей 2019

Советы по развитию умственных способностей

Психологи выделяют целый перечень практической деятельности, которая помогает в той или иной мере раскрыть те возможности, которые даются индивиду при рождении.

  1. Интересоваться всем новым. Как уже говорилось выше, активное взаимодействие с окружающим миром позволяет постоянно обрабатывать информацию, тем самым проводить своеобразную тренировку для мозга точно так же, как это делают спортсмены для своих мышц в тренажерном зале.
  2. Расширять круг собственных интересов. Качественно повышает уровень мышления, потому как заставляет решать множество разнообразных нетривиальных задач и постоянно учиться чему-то новому. Для интеллекта в жизни человека, который постоянно ищет пути самореализации, рано или поздно найдется какое-либо достойное применение.
  3. Увлекаться чем-то, иметь хобби. Пусть даже это будет вышивание гобеленов или собирание почтовых марок. Хобби не обязательно должно приносить пользу или выгоду как самому человеку, так и социуму. С другой стороны, отдача такому занятию определенного времени, общение с единомышленниками, изучение истории вопроса и углубление в детали, несомненно, принесет не только удовольствие, но и повысит интеллектуальный уровень.
  4. Создавать. Само по себе творчество считается высшей формой познавательных процессов, а это, в свою очередь, означает, что мыслительная планка однозначно повысится при выделении достаточного времени на эту сферу. Помимо нового особого восприятия картины мира такая деятельность поможет качественно развить интеллект и способности человека.
  5. Писать тексты. Издавна известно, что письменная речь помогает упорядочить мышление, а литературное творчество позволяет повысить уровень его яркости, живости и образности. Не обязательно сочинять повести в стиле фэнтези или писать новую «Войну и мир». Даже простое ведение дневника и запись собственных мыслей принесут однозначную пользу.
  6. Рисовать картины. Подобное занятие повышает образность мышления, придает ему большую интересность при интерпретации окружающего или внутреннего мира. Каждый способен подобрать определенный композиционный жанр, который пришелся бы ему по душе. Развитие навыков рисования, несомненно, качественно повлияет на развитие интеллекта и личности человека.
  7. Сочинять музыку. Без данного явления этот мир был бы совершенно другим. Недаром многие композиторы со временем стали видеть вещи в совершенно ином свете. При этом гениальность произведений Моцарта или Бетховена ставится на одном уровне с величайшими математическими открытиями. Огромнейшее разнообразие доступных музыкальных инструментов позволяет абсолютно любому человеку найти что-то свое.
  8. Быть разносторонним. Не стоит оставлять без внимания какую-либо отдельно взятую сферу жизни. Интеллект и поведение человека всегда взаимосвязаны. Максимальной отдачи можно добиться, если стараться успеть как можно больше: пообщаться с друзьями, заняться спортом, поиграть с детьми, прогуляться на природе или украсить квартиру.

Видео инструкция

Разум и чувства

Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом — тех, кто рядом

Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях — значительно меньше.

Рекомендуем: Амбидекстр — кто это?

И действительно, людям, читающим коллег (а главное — начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.

«Происхождение личности и интеллекта человека»

Такое название получила весьма популярная в широких массах книга Александра Глебовича Невзорова, который является членов Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, а также режиссером, писателем и сценаристом.

В данном труде автор поднимает вопрос о том, что такое интеллект человека, предлагает развернутые трактовки понятий разума, сознания, личности и мышления. В основе работы Невзорова лежат исследования классических школ нейрофизиологии, а в расчет принимается естественнонаучная трактовка всех процессов, протекающих в головном мозге или какого-либо млекопитающего животного.

В книге «Происхождение личности и интеллекта человека» подробно рассматриваются вопросы о мышлении отдельно взятых индивидов. Сам автор добавляет, что в данном труде отражается опыт обобщения данных классической нейрофизиологии.

Проясним, что такое интеллект

Казалось бы, многие знают, что такое интеллект, но сформулировать правильное определение термина смогут лишь единицы. Хотя источник понятия «интеллект» простой — латинское слов «intellectus», его смысл широк и размыт. Под интеллектом понимают разум, понимание, познание, восприятие и другие подобные мыслительные способности. Часто это комплексное понятие некорректно применяют лишь к определённым качествам, например, памяти или эрудиции. Однако, интеллект — это не что-то конкретное и не какая-либо характеристика, а совокупность способностей индивида к решению любых задач и планированию своих действий.

Понять смысл интеллекта можно, ознакомившись с его основными качествами:

  • любопытство (пробуждает стремление и необходимую способность к разностороннему познанию явлений);
  • глубина (важная способность отделять и принимать главное от второстепенного);
  • широта (умение осознания вопроса, целостно, для построения вариативности решения поставленных проблем);
  • гибкость (способность не шаблонно применять имеющийся опыт);
  • логичность (умение создания строгой последовательности суждений и адекватных выводов);
  • доказательность (крайне необходимая возможность использовать известные факты и закономерности для определения правильности суждений и важных выводов);
  • критичность (способность оценивать результаты мыслительной, а именно умственной деятельности для определения их соответствия решаемой задаче и готовность остановить свои действия, если они критически противоречат ей).

Признаком высокого уровня интеллекта (врождённого и достаточно развитого) является способность к интуиции, которую часто приписывают к мистическому озарению, не связанному с разумом. На самом деле, интуитивные решения — результат сверхбыстрого, неосознанного применения интеллекта. Интуитивные решения могут повлиять на будущее человека и сделать его счастливым, а о счастье прочтите здесь.

Виды интеллекта

Несмотря на то, что понятие интеллекта всеобъемлющее и даже не имеет чёткого определения, учёные не были бы учёными, если бы не пытались всё классифицировать.
На сегодняшний день существует две устоявшихся классификации. Так, психолог Чарльз Спирмен ввёл такие градации интеллекта:

  1. Общий или G-фактор — базовый уровень, то есть усреднённое понятие развитости.
  2. Специфический или S-фактор — конкретные особенности и наклонности мышления, которые задействуются человеком при решении задач.

Другой психолог — Ремонд Кеттел, предложил свой способ деления:

  1. Кристаллический интеллект — способность использовать общую систему накопленных знаний и опыта для решения конкретных задач.
  2. Подвижный интеллект — способность задействовать логику, абстракцию и другие возможности мышления для обучения и создания новых, ранее для себя не знакомых, решений задач.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector