Грамотность. нужна ли она в современном мире?
Содержание:
- Первая методика — чтение
- Как стать грамотным по русскому языку
- Хит-парад типичных ошибок
- Несколько слов о повышении уровня грамотности
- Юлия Петровна Фишман
- Как подтянуть русский язык без репетитора
- Скачать
- Советы
- Вторая методика — письмо
- Специальные курсы
- Mac OS
- Острые предметы
- 8 способов повышения грамотности
- Способ 1: попросите окружающих вас поправлять
- Способ 2: пользуйтесь подсказками
- Способ 3: писать в текстовом редакторе с функцией проверки орфографии (например, Word)
- Способ 4: замените сложные слова простыми
- Способ 5: писать слово несколько раз от руки
- Способ 6: подберите проверочное слово
- Способ 7: пишите простыми предложениями
- Способ 8: участвуйте в тотальном диктанте
- Товары
- Короткие современные скороговорки
- Основные формы грамотности
- Можно ли самостоятельно повысить грамотность?
- Выводы
Первая методика — чтение
Главным способом улучшения навыков письма является чтение. Книги — это кладезь полезной информации, которую невозможно исчерпать. Читая, человек развивается в нескольких направлениях:
- расширяет свой словарный запас;
- тренирует умение сочетать и соединять лексические единицы гармонично;
- неосознанно фиксирует правильное написание слов и предложений, что в последующем позволит допускать меньше ошибок.
Совет: для получения скорейшего результата необходимо читать вслух, достаточно делать это шепотом. Данная техника не только поможет освоить грамматику, но и усвоить долю авторского стиля, благодаря чему ваши будущие тексты будут читаться с интересом.
Какие книги читать?
Любые. На самом деле, каждая книга поможет развить навык грамотного письма. Но для того чтобы ваши тексты были грамотными и логичными, необходимо уделять не менее получаса в день чтению классической литературы.
Как читать?
Существует специальная техника орфографического чтения. От привычного способа чтения она отличается тем, что слова нужно произносить именно так, как написано в тексте, а не так, как общепринято говорить. Трудные длинные слова и словосочетания следует проговаривать медленно по слогам. Эффективность этой методики заключается в том, что в данном процессе участвует не только зрительная память, но и слуховая.
Совет: Прочтите несколько произведений классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского. Это поможет не только расширить кругозор, но и обогатить свою речь интересными словесными конструкциями. Приобрести книги можно как в книжном магазине, так и в понравившейся сетевой электронной библиотеке.
Как стать грамотным по русскому языку
Существует распространенное заблуждение, что грамотность является одним из врожденных качеств человека, то есть способность к правильному письму и устной речи в той или иной степени с рождения заложена в каждом человеке. Некоторые школьники и взрослые люди отказываются работать над правописанием после нескольких неудач и считают, что у них просто нет врожденных навыков к красивой и правильной письменной речи.
Однако грамотным может стать абсолютно любой человек, не имеющий отклонений с медицинской точки зрения. И хотя грамотность является доступной для каждого, неутешительная статистика последних лет показывает снижение ее уровня среди детей и подростков. Причинами этого неприятного явления считаются:
Написание текстов без ошибок и правильная речь дают массу преимуществ в любом возрасте. Вы всегда сможете произвести приятное впечатление на собеседника, коллегу или руководителя, без труда оформите любой документ и сможете помочь своему ребенку с уроками. Остается только узнать, как именно стать грамотным по русскому языку и сколько времени для этого потребуется
В идеале необходимо уделять должное внимание правильному письму со школьной скамьи или даже с дошкольного возраста. Но если этот момент упущен, то на помощь придут регулярные самостоятельные занятия, которые не требуют огромных финансовых вложений, но зато требуют дисциплинированности и систематичности. Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания
Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь
Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания. Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь.
Хит-парад типичных ошибок
За 12 лет проведения тотального диктанта у его организаторов накопилась любопытная статистика смешных и нелепых ошибок. Проверьте, какие из них чаще всего допускаете вы…
10 место. Ошибки: предлОгать и полАжил.
Запомните, в чередовании корней «лаг» и «лож», если есть буква «г», пишется «а», если используется «ж», то — «о». Правильно: предлОжение, но предлАгать, и, соответственно полОжил.
9 место. Ошибка: бАрдовый.
Слово произошло от названия провинции Бордо во Франции, поэтому оно и является здесь проверочным. Правильно: бОрдовый.
8 место. Ошибка: девчЁнка.
По правилам русского языка если на слог в подобном суффиксе падает ударение, то нужно писать букву «о». Правильно: девчОнка, бачОк, новичОк, сверчОк.
6 место. Ошибка употребления: прИзрение и прЕзрение.
Эти слова часто путают. Первое — это забота о немощных, а второе — неуважительное отношение одного человека к другому. Поэтому правильность написания этих слов будет зависеть от контекста.
5 место. Ошибка употребления: поДстричь и поСтричь.
Это два разных слова. Запомните: поДстригают в парикмахерской, а поСтригают в монастыре. Пишите эти слова правильно, относительно смысла всего текста, в котором они употреблены.
2 место. Ошибка: обОяние.
Так как слово это произошло от старинного глагола «баять», означающего «говорить», он-то и является проверочным. «Обаять» изначально употреблялось в занчении расположить к себе во время разговора, уговорить. Правильно: обАяние.
1 место. Ошибка употребления: «тЬся» и «тСя» в глаголах.
Главное правило здесь — нужно задать вопрос «Что делать?». Если искомый глагол отвечает на этот вопрос, то мягкий знак ставится, и нужно писать «тЬся». Когда попадается такой случай, не полагайтесь на свою интуицию, лучше проверьте: задайте нужный вопрос.
Несколько слов о повышении уровня грамотности
На самом деле повысить уровень своей грамотности самостоятельно может совершенно любой человек, и для этого вовсе не требуется прибегать к хитрым уловкам или сложным приемам и техникам. Достаточно начать выполнять несколько простейших действий – о некоторых мы писали в большой статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире», о некоторых – в материале «Как быстро повысить уровень грамотности». Но и здесь мы хотим предложить ряд рекомендаций, с помощью которых вы станете грамотнее уже через пару-тройку дней:
- Больше читайте. Старайтесь читать в любое свободное время. Будет замечательно, если вы отдадите предпочтение классическим произведениям русских и зарубежных авторов, но не стоит пренебрегать разными жанрами вообще. Много полезной информации содержится в интересных тематических и отраслевых журналах. Читая, вы будете узнавать новые слова и термины, а также расширять кругозор.
- Читайте вслух. Это необходимо для развития навыка чтения и постановки правильной и четкой дикции. Читая вслух, старайтесь соответствовать знакам препинания, выдерживать паузы, выделять речевые обороты и прямую речь, подбирать правильные интонации. Кроме того, читая вслух, вы будете лучше запоминать прочитанное, но помните, что в вашем багаже знаний должна быть полезная, а не бестолковая информация.
- Переписывайте. Еще один способ повышения грамотности, правда касается он грамотного выражения мыслей на письме. Просто берите отрывки из любимых произведений и переписывайте их в тетрадь или блокнот. Так вы будете запоминать не только правильное написание слов, но и расстановку знаков препинания, особенности выделения различных оборотов и других важных элементов письменной речи.
- Общайтесь с интеллектуалами. Круг общения самым прямым образом влияет на интеллект и развитие человека. Если вы хотите быть грамотным, старайтесь выбирать для общения людей, общение с которыми будет мотивировать вас к личностному, духовному и интеллектуальному росту. Взаимодействие с ними просто не позволит вам оставаться на прежнем уровне и будет постоянно подталкивать вперед.
- Смотрите развивающие видео. Сегодня в Интернете можно найти как массу мусора, так и огромное количество интереснейших видеоматериалов: лекции и семинары, тренинги и выступления, просто любопытные развивающие видео. Смотрите то, что вам нравится, но не забывайте и о тонкой грани, разделяющей полезное времяпрепровождение от бестолковой траты времени.
И здесь же мы хотели бы дать вам еще парочку ценных советов на тему грамотности. Скорее всего, вам приходится работать за компьютером – набирать различные тексты. Поэтому, во-первых, старайтесь не сильно полагаться на автоматическую проверку правописания. В затруднительных ситуациях обращайтесь к традиционным словарям и специализированным сервисам для проверки текстов онлайн. Но этот совет чисто технический.
Главным же образом для повышения уровня грамотности мы советуем вам сформировать полезную привычку постоянно заниматься самообразованием. Несмотря на то, что эта задача по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплинированность. Плюс к этому необходимо учиться не поддаваться лени, планировать свою занятость и умело распределять задачи.
И в заключение лишь добавим, что развитие грамотности, пусть и начинается, главным образом, с первого дня в школе, но никак не должно заканчиваться ее окончанием или даже выпуском из института. Повышение грамотности – это процесс перманентный, и он может быть либо мучительным и трудоемким, либо приятным и естественным.
Не стоит относиться к повышению грамотности, как к тяжкой доле, непосильной ноше, которую вы вынуждены нести, ведь в этом случае оно и станет таковым. Вместо этого нужно поменять отношение к данному процессу. Пусть повышение грамотности сопровождает вас каждый день – начиная с просмотра интересных новостей за чашечкой утреннего кофе и заканчивая парой глав занимательной книги перед отходом ко сну.
Если тема грамотности вам интересна и вы хотели бы узнать о ней еще больше, обязательно почитайте наши статьи «Причины безграмотности», «Виды грамотности», «Интересные факты о грамотности» и, конечно же, статью «Грамотность. Нужна ли она в современном мире», где мы приводим немало любопытных, в том числе и научных и статистических данных, касающихся грамотности и ее влияния на жизнь человека и его личность.
Желаем вам успехов в любых делах и начинаниях, и никогда не забывайте о том, что самое лучшее развитие – это развитие всестороннее. Поэтому работайте над умом, телом и душой – относитесь к себе и своей жизни грамотно!
Юлия Петровна Фишман
КАБИНЕТ | ФАЙЛЫ | БЛОГ | ДРУЗЬЯ | ШКОЛЫ | ОБЩЕНИЕ | НАСТРОЙКИ | ЗАКЛАДКИ |
|
ЗАПИСЬ #16 | В ЗАКЛАДКИ |
Между нами говоря, любые упражнения, которые делаются систематически, приведут к результату. Чтобы научиться грамотно писать , можно купить книжку для подготовки к экзаменам (их сейчас много) и методично выполнять все задания из неё. Старый испытанный метод. Результат гарантирован. Вопрос лишь в том, что к книжкам не прилагается суровый надсмотрщик, который заставит вас напрягать мозг и делать трудные задания каждый день. Если это про вас, то воспользуйтесь нашими советами. Мы рекомендуем выполнять каждый день три простых, но очень эффективных упражнения, которые займут у вас всего 10 минут. Но учить русский таким способом нужно обязательно каждый день. Упражнения настолько просты, что даже самый ленивый человек сможет выполнять их постоянно. Чтобы научиться грамотно писать по-русски, не обязательно зубрить правила, можно запоминать сами слова. Упражнения можно использовать на уроках русского языка в качестве разминки. Читать дальше >>> Тэги: грамотность, повышение грамотности, упражнения по русскому языку |
Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться |
Вакансии для учителей
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
- При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
- Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.
Начальная школа
- В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
- Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
- Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
- Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
- Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.
Средняя школа
- Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
- Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.
Скачать
65561-16: Описание типа СИ | 73.6 КБ | ||
65561-16: Методика поверки МП 203-4-2016 | p | 1.6 MБ |
Советы
Перейдем к рекомендациям, помогающим освоить финансовую
грамотность:
Чтобы проанализировать бюджет, распишите заранее обязательные траты (плата за квартиру, налоги, еда, проезд, коммунальные платежи, электричество, интернет, деньги на телефон), все доступные источники дохода и приблизительные средства для накоплений и инвестиций
Старайтесь не отступать от намеченного плана, не ходить в магазин без списка и избегать спонтанных покупок.
Важно формулировать четкие финансовые цели с дедлайнами и задачами.
Расставляйте приоритеты, не гонитесь за предметами роскоши, покупайте лишь то, что действительно вам необходимо и будет полезно.
Не бойтесь кредитных карт и не живите постоянно в долг, надейтесь на свои средства, а не на чужие.
Помните, что инвестиции требуют тщательного анализа, не вкладывайте деньги бездумно, не изучив риски и приблизительную прибыль.
Постоянно развивайтесь и старайтесь перейти на новый уровень финансовой грамотности.
Вторая методика — письмо
Улучшить навыки правописания поможет и письмо. Оно сформирует привычку быстро комбинировать слова, у вас появится большая уверенность при написании статей. Как и в любом другом деле, в сфере создания текстов только практика сделает человека профессионалом. Стоит отметить, что данная техника будет действительно эффективна в том случае, если текст впоследствии будет тщательно проверяться либо другим грамотным человеком, либо самим автором с помощью печатного или электронного орфографического словаря.
Какие тексты писать?
Можно ежедневно упражняться в написании краткого эссе о прошедшем дне, просмотренном фильме, прочитанной книге, то есть вести дневник. При желании допустимо воспользоваться текстовым редактором на компьютере, который укажет на орфографические, лексические и пунктуационные ошибки в тексте.
Совет. Существует еще одна методика улучшения знаний русского языка — каллиграфическое письмо
Оно тренирует сосредоточенность, внимание и концентрацию, помогает фиксировать предложение в памяти и вспомнить правило
Специальные курсы
Размышляя над тем, как стать начитанным и грамотным, нельзя упускать из виду такую важную деталь, как посещение дополнительных занятий. Специальные курсы помогут сделаться эрудированным человеком, обрести уверенность в себе, познакомиться с новыми интересными людьми. Кроме того, образовательные программы в любом случае повысят общий уровень грамотности, помогут определиться с дальнейшими планами на жизнь. Какие именно выбрать занятия зависит от потребностей конкретной личности. Главное, чтобы они нравились, приносили эстетическое и моральное удовлетворение, способствовали развитию представления о мире и себе самом. Как стать грамотнее? Нужно каждый день уделять время для занятий, только тогда они начнут приносить ощутимую пользу.
Таким образом, вопрос повышения грамотности заслуживает отдельного внимания. Человек должен принять ответственность за свое образование и быть готовым при необходимости работать над собой постоянно. Чтобы развиваться, а не стоять на месте, недостаточно просто знать, что вам нужно. Самым главным является действие, без него невозможно прийти к ожидаемому результату. Если появилось желание совершенствовать собственные навыки, то нельзя отступать.
Mac OS
Острые предметы
8 способов повышения грамотности
1
Способ 1: попросите окружающих вас поправлять
Если вы часто допускаете ошибки в словах (не только в письменной, но и в устной речи), вам сложно самостоятельно их заметить. На это есть несколько причин: вы думаете, что написали (или произнесли) слово правильно; ваш взгляд уже «зашорен»; вы невнимательны. Во всех этих случаях помогут близкие — не стесняйтесь просить их поправлять вас, но следите, чтобы при этом они обязательно указывали вам на ошибки. Иначе эффекта не будет!
2
Способ 2: пользуйтесь подсказками
Если вы сомневаетесь в написании или в употреблении какого-либо слова, посмотрите в Интернете, в словаре, в учебнике — это не возбраняется, и никто об этом не узнает. А то, что вы потрудились, потратили время на поиски, будет способствовать запоминанию. В следующий раз, когда вы столкнетесь с тем же словом, оно уже не поставит вас в тупик.
3
Способ 3: писать в текстовом редакторе с функцией проверки орфографии (например, Word)
Такой прием хорошо помогает замечать ошибки, так как программа их подчеркивает. В этом весомый плюс — вы никогда не пропустите неверность в написании. Но здесь есть и минус — некоторые слова могут отмечаться, даже если они напечатаны правильно. Такое происходит, когда у программы в словаре нет такого слова (такого буквосочетания), то есть она его просто не распознает, а значит подчеркивает как неправильное. Случается это, как правило, с какими-то редкими, узкоспециализированными, иностранными словами, аббревиатурами, научными терминами и так далее. Если подчеркнуто распространенное, общеупотребительное слово, то будьте уверены — вы написали его неправильно.
4
Способ 4: замените сложные слова простыми
Если вы не знаете как написать то или иное слово, и нет возможности подсмотреть, замените его более простыми синонимами. Согласитесь, лучше подстраховаться и использовать термин попроще, чем сумничать, но при этом неграмотно употребить выражение.
5
Способ 5: писать слово несколько раз от руки
Хороший прием для развития памяти: хорошо запоминается как пишется вызвавшее у вас трудности слово. Столкнувшись с таким термином, напишите его на бумаге от руки столько раз, сколько вам нужно для того, чтобы зафиксировать его правильное написание. Здесь вы задействуете так называемую моторную память. Будьте уверены, она поможет вам в деле повышения собственной грамотности.
6
Способ 6: подберите проверочное слово
В русском языке к большинству слов можно подобрать проверочное. Этому учат еще в школе. Напомним, в зависимости от контекста есть несколько способов. Например, подбор однокоренного слова, в котором гласная, в которой мы сомневаемся, находится под ударением. Или проверка правильности написания с помощью множественного числа, поиска родственных слов, применения различных суффиксов. Сомневаетесь в том, как это делается? Повторите правила русского языка по подбору проверочных слов.
7
Способ 7: пишите простыми предложениями
Если вы не знаете где ставить знаки препинания и какие, лучше разбейте ваше сложное предложение на несколько простых. Вопрос отпадет сам собой, а ваш текст при этом станет более удобочитаемым.
8
Способ 8: участвуйте в тотальном диктанте
Тотальный диктант — это общероссийский социальный образовательный проект, когда-то придуманный новосибирскими студентами. Мероприятие очень любопытное. Раз в год русскоязычные люди с разных российских городов и даже из других стран (!) собираются в одно и то же время и пишут диктант онлайн
Обратите внимание, здесь цель организаторов совпадает и с вашей целью — общее повышение грамотности. Кроме того, у проекта существует множество подготовительных курсов
И все это бесплатно. Пользуйтесь! Подробнее о тотальном диктанте вы можете узнать на официальном сайте проекта https://totaldict.ru.
Если этого вам покажется мало, рекомендую ознакомиться с материалом Как научиться писать грамотно. 10 полезных советов, где вы найдете еще больше способов стать компетентней в письменном русском языке.
Товары
Короткие современные скороговорки
Чтобы хорошо выговаривать все звуки скороговорки — нужно тренироваться.
Пакет под попкорн.
Вроде бы легкая скороговорка, но приходится сосредоточиться, чтобы выговорить.
Налогооблагаемая благодать.
Какое чудесное словосочетание!
Бесперспективняк.
Хорошее слово! Еле выговорил! Попробуйте!
Недопереквалифицировавшийся
Красивое слово само по себе — просто длинное.
Ну и дальше, короткие скороговорки:
- Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
- Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Ложечка желобовыгибистая с преподвыподвертом.
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
- Сыворотка из-под простокваши.
- А мне не до недомогания.
Еще короткие скороговорки
подойдут для детей
Сачок зацепился за сучок.
У елки иголки колки.
Колки иголки у елки.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
Гонец с галер сгорел.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за всё подряд.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
Яшма в замше замшела.
Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
Необычные скороговорки
Детям нравятся такие скороговорки
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться. А могу и не вертикультяпнуться.
На меня из-за ели глазели глаза газели.
Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо Эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.
Необычная скороговорка в стихах:
В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в вёдра ядра кедров
Выдрав с выдры в тундре гетры
Вытри выдрой ядра кедров
Вытри гетрой морду выдре
Ядра – в вёдра, в тундру — выдру.
Основные формы грамотности
Любая деятельность является процессом решения задач той или иной степени сложности, и чем выше эта степень, тем более значимым является интеллектуально-познавательный компонент самой деятельности, а значит, более обязательным является и предварительная подготовка к ней. По этой причине от человека, желающего максимально реализовать свои интересы в жизни, условия современности требуют, чтобы он непрерывно получал образование и становился грамотным, как говорится, по всем фронтам.
Сегодня все чаще можно услышать, как люди то и дело затрагивают в разговорах не только языковую, но и географическую, экономическую, политическую, правовую, экологическую, компьютерную и другие виды грамотности. Под каждым из них следует понимать отдельный комплекс определенных знаковых систем и навыки оперирования их элементами.
Также следует отметить, что существуют две главные формы грамотности:
- Общая грамотность – представляет собой совокупность систематизированных знаний и основывается на адекватном восприятии и понимании человеком окружающей его действительности.
- Функциональная грамотность – представляет собой способность человека к эффективным профессиональным действиям. Правильно понимать ее как социальный феномен, т.к. она влияет на характер взаимодействия человека с обществом и реализацию им своих жизненных интересов.
В обычной жизни общая и функциональная грамотность часто могут не совпадать. Это наводит на вопрос о том, насколько полноценно и оптимально человек использует свои интеллектуальные и деятельностные возможности. И основной причиной низкой эффективности действий следует считать не то, что у человека отсутствуют конкретные знания, навыки и умения, а то, что он недостаточно грамотен в них – это и не дает ему с успехом решать на практике задачи высокой степени сложности.
Исходя из этого, любой человек, стремящийся к повышению личной эффективности и продуктивности, желающий достигать успехов (и это касается любой сферы жизни и области деятельности) должен постоянно заниматься повышением уровня своего образования и грамотности.
Постоянное образование в свою очередь предполагает, что человек учится тому, как самостоятельно осваивать новые знания. И данный тип образовательной деятельности вполне можно назвать методологической грамотностью. Смысл ее сводится к активному овладеванию познавательными методами, мыслительными операциями, аналитическими навыками и приемами практического действия, которые будут общими для всех видов деятельности.
Методологической грамотностью, вне зависимости от рода деятельности, должен обладать каждый человек, т.к. она оптимизирует и рационализирует два очень важных для жизни и работы процесса – постановку и достижение целей. Говоря проще, о каком бы виде деятельности, о какой бы сфере жизни мы ни говорили, человек должен изучать соответствующие им правила и процедуры.
В этом и заключается суть методологической грамотности, непосредственно связанной с общей и функциональной грамотностью. Но в то же время грамотность можно классифицировать и по другому принципу, о котором обязательно следует сказать подробнее.
Можно ли самостоятельно повысить грамотность?
Есть разные способы повышения грамотности. Ссылки на некоторые из них вы найдете в конце этой статьи, а здесь мы укажем на наиболее простые. Применять их может совершенно любой человек. Нужно лишь ежедневно выделять на занятия немного времени – зависит это уже от ваших личных предпочтений.
Итак, что же нужно делать, чтобы стать грамотнее:
- Больше читать. Делать это нужно ежедневно, а не раз в неделю. В процессе чтения происходит зрительное запоминание слов, и грамотнее вы будете становиться с каждой прочитанной книгой.
- Читать классику. Стоит воздержаться от чтения низкокачественной литературы. Обогатить словарный запас, поправить стиль речи, продемонстрировать уместность разных слов и фраз могут только хорошие классические книги.
- Писать диктанты. Можете попросить друга или кого-то из домашних время от времени зачитывать вам отрывки из классических произведений. А можно скачать аудиокниги и записывать вслед за диктором. После этого нужно сверять свои записи с оригиналом.
- Писать изложения. После прочтения книги или просмотра фильма опишите сюжет в нескольких абзацах (можете просто пересказать события своего дня). Затем проверьте свои письмена с помощью словаря или какого-нибудь онлайн-сервиса.
- Разгадывать кроссворды. Это прекрасный способ расширения словарного запаса и проверки написания разных слов, да еще и очень увлекательное времяпрепровождение. А еще можно взять на заметку сканворды, головоломки и ребусы.
- Использовать специальные ресурсы. Если вы работаете на компьютере, проще простого проверять грамматику и орфографию с помощью программ типа Gramota.ru, Text.ru, Advego.ru и других сервисов.
- Пользоваться словарем. Купите словарь русского языка и сделайте его настольной книгой. Обращайтесь к нему, когда затрудняетесь с тем или иным словом. Также полезно время от времени читать его просто так – чтобы узнавать новые слова и термины.
И здесь же еще несколько дополнительных практических рекомендаций:
- Если вам нужно написать какое-то слово, но вы сомневаетесь в правильности, а времени или возможности проверить его нет, заменяйте такое слово каким-нибудь синонимом, вписывающимся в контекст.
- Проводя много времени в Интернете, используйте его с пользой. Найдите сообщества, посвященные грамотности и правильной речи, и зарегистрируйтесь в них. Там всегда можно задать вопрос, обсудить что-то, да и вообще получить немало полезной информации.
- Если есть возможность, найдите филолога, который подтянет вашу грамотность. Очень хорошо, если такой специалист есть среди друзей и знакомых. Если же его нет, можно найти тех, кто консультирует за сравнительно небольшие деньги. Расходы на повышение грамотности – это не пустая трата денег, а инвестиция в себя.
- Имея немного свободного времени в течение дня, займитесь самообразованием. Сегодня в Интернете есть множество хороших курсов по русскому языку, рассчитанных на несколько недель. Кстати, у нас тоже есть , способная поднять вашу грамотность на качественно новый уровень.
Несложно сделать вывод, что самостоятельно стать более грамотным человеком достаточно просто. Возможностей сегодня великое множество, и все зависит от вашего личного желания работать над собой и устранять пробелы в знаниях. А если вам хочется уже после прочтения данной статьи попробовать какую-нибудь хорошую методику повышения грамотности, спешим познакомить вас с одной из таких.
Выводы
Рассуждая логически, можно сделать вывод, что определенные виды грамотности человек может развивать лишь в системе образования. И предлагаемые классификации вполне способны стать основой рассмотрения вопроса о создании единого стандарта грамотности, которым мог бы воспользоваться каждый человек.
Здесь важно принять во внимание, что в настоящее время во многих странах не только существуют, но уже и тестируются конкретные индикаторы как общей, так и функциональной грамотности людей. Как правило, исследуются три области:
- работа с печатными текстами;
- работа с документацией (в том числе и заполнение разных анкет, опросников, счетов и т.п.);
- работа с числами (понимание и интерпретация численных данных, например, расписаний, прайс-листов, прогнозов погоды, сроков годности, дозировок лекарств и т.п.)
При тестировании в каждой области уровни грамотности варьируются от 1 до 5. На низшем уровне от человека требуется только распознавать и идентифицировать информацию, а на высшем – анализировать ее и синтезировать с заданными информационными объектами.
Но одним из наиболее масштабных и выдающихся исследований грамотности взрослого населения до сих пор считается исследование 1994-95 гг., проведенное OECD (Организация по международному сотрудничеству и развитию) и UIE (Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге). Оно проводилось в 12 государствах, а участвовало в нем от 2062 (Германия) до 9302 (Австралия) человек; всего же участие приняли 47 560 человек.
Результаты исследования стали эмпирической базой для последующих монографий на тему грамотности, созданных в течение последних пяти лет, и разработки инновационных подходов к организации непрерывного образования. Но по большей части все это касается, к сожалению, других стран.
В России единый национальный стандарт грамотности по сей день является одной из самых насущных потребностей, хотя, конечно же, практически ежегодно проводятся различные исследования на тему грамотности населения (некоторые интересные данные на эту тему мы приводим в статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»).
Проводимые исследования и другие мероприятия в области исследования грамотности наглядно показывают, как обстоит ситуация с грамотностью в нашей стране. Результаты же их говорят о том, что россияне достаточно образованные и грамотные люди, но потребность в повышении уровня грамотности все же существует.
Что же касается видов грамотности, рассмотренных в нашей статье, то каждый из нас должен стремиться к развитию и общей грамотности, и функциональной, и методологической, и других ее видов, причем заниматься повышением своей грамотности мы должны самостоятельно. Лишь это позволит нам быть по-настоящему грамотными людьми
Если же вы не совсем понимаете, зачем это нужно, советуем почитать статью «Почему важно быть грамотным»
А с методами повышения уровня грамотности вы можете познакомиться в статье «Как быстро повысить уровень грамотности». Мы искренне надеемся, что данный вопрос представляет для вас интерес, ведь в противном случае мы бы и не встретились на страницах 4brain, согласны? Так что желаем вам всестороннего развития и быть грамотными, как мы и говорили в начале статьи, по всем фронтам, а виды грамотности пусть указывают вам правильное направление для работы над собой.
До встречи!